У "Аэрофлота" нет денег на завершение строительства "Шереметьево-3"

«Аэрофлот» может передать терминал «Шереметьево-3» аэропорту «Шереметьево». У перевозчика нет денег на завершение строительства. К тому же новый терминал оказался тесен для авиакомпании и ее партнеров

В пятницу первый вице-премьер Игорь Шувалов и министр транспорта Игорь Левитин провели в «Шереметьево» совещание «по вопросам стратегического развития аэропорта», сообщил аэропорт. На мероприятии присутствовали руководители «Шереметьево» Михаил Василенко и «Аэрофлота» Виталий Савельев.

Такой вариант приемлем для обеих сторон, говорит аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго. «Аэрофлот» не получит деньги, но зато снимет с себя бремя финансирования долгостроя. Терминал обошелся почти вдвое дороже, чем изначально планировалось, проект опоздал на два года, а срок его окупаемости – 10 лет.

«Шереметьево»

международный аэропорт. Пассажиропоток – 14,76 млн человек (2009 г.). владелец – государство (100% акций). финансовые показатели (РСБУ, девять месяцев 2009 г.): Выручка – 5,35 млрд руб., Чистая прибыль – 826,4 млн руб.

Одним из главных вопросов было взаимодействие базового перевозчика «Аэрофлота» и «Шереметьево», рассказал один из участников совещания. Построенный авиакомпанией «Шереметьево-3» тесен для нее: терминал способен вместить 9 млн пассажиров, тогда как в 2010 г. «Аэрофлот» вместе с «дочками» планирует перевезти до 12 млн человек, а в 2011 г. с учетом передаваемых «Аэрофлоту» авиакомпаний «Ростехнологий» и все 17 млн, говорит сотрудник «Аэрофлота». Несколько месяцев назад Савельев предложил отдать терминалы E и «Шереметьево-2» в управление авиакомпании. «Шереметьево», в свою очередь, предложило передать ему «Шереметьево-3».

Чиновники обсуждали «формирование Международного аэропорта Шереметьево как единого имущественного комплекса». Речь идет о том, чтобы все активы – терминалы, включая аэрофлотовский, и аэродромную инфраструктуру (взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, перроны) – объединить в одних руках, говорит участник совещания. Следующий шаг – привлечение управляющей компании, отмечается в пресс-релизе.

Инфраструктура по закону принадлежит государству, аэропорт использует ее на условиях долгосрочной аренды, напоминает сотрудник «Шереметьево». Терминалы же стоит передать аэропорту, добавляет он.

«Аэрофлот» не против избавиться от «Шереметьево-3», отмечает источник, близкий к авиакомпании: главное, чтобы за перевозчиком осталось наземное обслуживание, в том числе и в «Шереметьево-2». Новый терминал требует дополнительного финансирования – $100 млн (Савельев уже попросил Левитина посодействовать в получении такого кредита в ВЭБе), объясняет собеседник «Ведомостей»: у «Аэрофлота» как основного акционера (в операторе стройки ОАО «Терминал» – 52,82%) таких средств нет. Что же касается других – ВЭБа (25%) и ВТБ (22,18%), то их лимит в $923 млн исчерпан. С ВЭБом обсуждается вопрос передачи «Шереметьево-3» аэропорту, отметил представитель ВЭБа, отказавшись от дальнейших комментариев.

Схема передачи «Шереметьево-3» аэропорту еще даже не обсуждается, говорит сотрудник «Шереметьево». Их разработают консультанты, которых планируется привлечь в ближайшее время. «Аэрофлот» может обменять «Шереметьево-3» на акции «Шереметьево», допускает собеседник «Ведомостей».