Кризис не уменьшил инвестиционной активности российских компаний

Несмотря на снижение объема инвестиций в основной капитал, их интенсивность остается прежней, выяснил Центр конъюнктурных исследований ГУ-ВШЭ. Большинство средств направляется на замену оборудования, вышедшего из строя

По оценке Росстата, в 2009 г. предприятия инвестировали в основной капитал 7,5 трлн руб., на 17% меньше, чем в 2008 г. При этом число компаний, осуществлявших инвестиции, почти не сократилось: 90% против 93%, выяснил Центр конъюнктурных исследований ГУ-ВШЭ на основе проводимых Росстатом опросов предприятий (см. инфографику).

Интенсивность инвестиций во многом вынужденная, большинство средств – 64% – шло на замену изношенного оборудования, эксплуатировать которое дальше просто невозможно, говорит директор Центра конъюнктурных исследований ГУ-ВШЭ Георгий Остапкович: «Либо хоть как-то поддерживать производство, либо уходить с рынка». Замена устаревших мощностей особенно высока в отраслях, где интенсивность инвестирования максимальна: в металлургии, нефтепереработке, химпроме, добыче сырья инвестиции осуществляли 96–97% компаний, из них 73–77% меняли устаревшее оборудование.

Во внедрение новых технологий вкладывались 33% (42% – в 2008 г.), в приобретение б/у оборудования – 20% (31%), в модернизацию – 56% (65%). Участники Красноярского форума (более 800 бизнесменов, экономистов, чиновников, экспертов и политиков) разочаровали первого вице-премьера Игоря Шувалова отрицательным ответом на вопрос «Вы понимаете, что хочет от вас власть, говоря о модернизации?» (70% ответили «нет»). Промышленники, участвовавшие в опросе Росстата, считают модернизацией в том числе ремонт оборудования, сетует Остапкович, тогда как вложения в «латание дыр» даже инвестициями не назовешь. Причина такого понимания модернизации – состояние основных фондов, говорится в докладе центра. О наличии оборудования моложе 10 лет сообщили только 38% организаций, у 39% оно от 10 до 20 лет, у 18% – старше 20 лет.

Обновление оборудования – вопрос стратегии предприятия и доступности кредита, рассуждает Валерий Миронов из Центра развития ГУ-ВШЭ: нужна уверенность, что проект окупится, а это зависит от определенности экономической ситуации и от спроса. Кризис этой уверенности нанес серьезный ущерб, констатируют авторы исследования (см. график на стр. 01): например, недостаточный спрос в качестве ограничения инвестактивности в 2009 г. назвали 29% опрошенных против 11% в 2007 г., дорогой кредит – 36% против 27%. На заемные средства в 2009 г. инвестиции осуществляли 33% респондентов (45% – в 2008 г.), на собственные – 84% (86%).

Большая часть инвестсредств тратится на модернизацию производства для повышения конкурентоспособности, рассказывает представитель «Сибура» Рашид Нуреев: «Это долгосрочная стратегия компании». В 2009 г. «Сибур» инвестировал в производство 29 млрд руб. – более чем вдвое меньше прежнего плана, но больше, чем в 2008 г., сообщил он, план на этот год – более $1 млрд. Группа «Илим» в кризисный 2009 год даже ускорила модернизацию, инвестировав 5,2 млрд руб. – 32% средств, предусмотренных программой приоритетных проектов на 2007–2012 гг., говорит директор по GR компании Дмитрий Чуйко: важно укрепить позиции, когда есть возможность. В Архангельской области введено производство полуцеллюлозы, «совершенно новое и ультрасовременное», большие инвестиции были в лесозаготовку – на закупку оборудования и машин, рассказал он.

В 2010 г. инвестиции планируют только 83% предприятий: результаты опроса не дают повода для оптимистичных прогнозов активизации инвестиционной деятельности, заключают авторы исследования.