Судьба Штокмана покрыта мраком
Чтобы в России появился новый СПГ-завод – у гигантского Штокмановского месторождения, – цены на сжиженный газ в США должны вырасти в 1,5–2 раза и вернуться на уровень 2007–2008 гг.Оператор Штокмана – Shtokman Development (SD) вчера решила прояснить судьбу проекта. С 1990-х гг. он много раз откладывался. И вот новая задержка: на днях совет директоров SD решил, что окончательное инвестиционное решение по проекту будет лишь в 2011 г., а добыча стартует почти на три года позже – в 2015–2016 гг.
Бюджет для старта
Shtokman Development AG
«Проект технически реализуем», – заверил вчера главный исполнительный директор SD Юрий Комаров: у оператора есть проектная документация, оценка рисков и проч. (подробнее см. www.vedomosti.ru). Но рынок сжиженного газа (СПГ) стал чересчур волатилен. Предложение заметно превышает спрос: в США – бум добычи сланцевого газа, страна впервые с 2002 г. обошла Россию по объемам производства топлива. И потому для Штокмана нужны новые решения, подытожил Комаров.
В 2007 г. предполагалось, что добыча на первой фазе Штокмана составит 23,7 млрд куб. м в год, смета – $13–15 млрд. С 2013 г. половина газа должна была поступать в трубу (в том числе в Nord Stream). Оставшееся – с 2014 г. в виде СПГ на американский рынок. «Газпром» пригласил в проект французскую Total и норвежскую Statoil. Их инвестиционное решение ожидалось в этом году. Кризис не повлияет на проект, уверял в конце прошлого года предправления «Газпрома» Алексей Миллер. Но вышло по-другому.
Теперь первую фазу проекта разбили на два этапа: план по добыче тот же, но сначала будет решение по трубопроводным поставкам (в марте 2011 г.), а потом по СПГ (до конца 2011 г.). Если оба решения будут положительными, добыча на проекте начнется в 2015–2016 гг., а производство СПГ – только в 2017 г.
Какой теперь будет смета Штокмана, Комаров не раскрыл. Есть лишь данные о будущих расходах «Газпрома» на 2011–2015 гг. без учета СПГ-производства: $1,2–1,5 млрд собственных средств, а также гарантии на $3,5–4 млрд под будущее проектное финансирование. Размер обязательств Total и Statoil не будет прямо пропорционален их долям, добавил Комаров, так что общую смету не посчитать.
Поставки газа по трубе рентабельны при цене нефти в $60 за баррель, отметил Комаров, а сейчас она дороже $70. А вот для доходности СПГ-поставок нужно, чтобы цены в США вернулись примерно на уровень 2007–2008 гг., сообщил Комаров. Это около $7,5–8 за 1 млн британских тепловых единиц, если брать калифорнийский узел Henry Hub (около $275–290 за 1000 куб. м). Плюс нужно, чтобы на рынке снова восстановился баланс спроса и предложения, добавил топ-менеджер.
Вчера на 19.30 МСК газ в Henry Hub стоил $5,424. И к 2011 г. цены вряд ли вырастут до того уровня, о котором говорит Комаров, они могут даже опуститься до $4, считает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Спотовые цены на газ в Америке давно живут своей жизнью, не завися от котировок нефти. А значит, СПГ-завод в Мурманске снова могут отложить, отмечает Корчемкин.
Инвесторы своих прогнозов пока не дают. Через 5–6 лет перепроизводства газа может уже и не быть, лишь отмечает представитель Total Пенелоп Семавуан.
Но Комаров все равно оптимистичен: добыча на первой фазе в любом случае достигнет 23,7 млрд куб. м в год, а к будущей весне у инвесторов будет вся информация по расходам, чтобы они могли одобрить хотя бы старт трубопроводных поставок. Оператор заранее проведет около 40 тендеров, объяснил Комаров: SD соберет заявки поставщиков и подрядчиков (предупредив, конечно, что теоретически конкурс может быть отменен), сделает на их основе последние расчеты и сразу после инвестрешения подпишет контракты.
Но риск для Штокмана все равно остается: окончательное инвестиционное решение в теории позволяет инвестору вообще выйти из проекта. Об этом «Ведомостям» еще два года назад говорил топ-менеджер Statoil.
Комаров говорит, что эта теория работает не для всех инвесторов: один действительно может уйти, другой – нет. Что это за компания, он не уточнил. А представители Statoil и Total это не комментируют.