Партнер "Газпрома" предложил объединить "Южный поток" и Nabucco

Конкурирующие проекты газопроводов Nabucco и «Южный поток» нужно объединить ради роста доходов всех участников, предлагает Eni. За этот рост заплатит «Газпром», считают эксперты

Дорогое удовольствие. 25

млрд евро такова предварительная оценка проекта «Южный поток»

8

млрд евро такова предварительная оценка проекта Nabucco

Исполнительный директор итальянского концерна Eni (партнер «Газпрома» в «Южном потоке») Паоло Скарони предложил объединить конкурирующие проекты газопроводов «Южный поток» и Nabucco. Это стратегическое объединение, считает он: «Оно позволит сократить издержки и повысить общие доходы» (цитата по Bloomberg).

Цель обоих проектов – обеспечить газом Южную и Центральную Европу. «Южный поток» (участники – «Газпром» и Eni) предполагает доставку до 63 млрд куб. м российского газа через Черное море; Nabucco (немецкая RWE, австрийская OMV, венгерская MOL, румынская Transgaz, болгарская Bulgargaz и турецкая Botas) – до 31 млрд куб. м газа Каспийского региона через Турцию.

Объединить эти два проекта – смелое предложение, учитывая, что стратегическая цель Nabucco как раз дать альтернативу российскому газу, считает директор консалтинговой компании «Группа оценки рисков» Досым Сатпаев: «Россия вряд ли пойдет на такое объединение, поскольку Nabucco лоббирует не только ЕС, но и США». Эта идея не обсуждается, сказал сотрудник «Газпрома». Представитель «Газпрома» отказался от комментариев. Представитель Eni не смог прокомментировать суть предложения, добавив, что, возможно, объяснение появится 12 марта, когда концерн представит стратегический план развития компании на 2010–2013 гг.

К 2020 г. Европе потребуется дополнительно 180 млрд куб. м газа, объяснил свою логику Скарони. Сейчас E.On Ruhrgas и GDF Suez покупают большую часть газа у «Газпрома» и StatoilHydro, но рынок сильно изменится, считает он. Америка будет добывать больше сланцевого газа и сократит импорт, высвободив газ для остальных стран. Отказ США от импорта газа (сейчас – 16% потребления) приведет к появлению лишнего сырья и усилит борьбу за рынки сбыта, согласен Мартин Уокер из A.T. Kearney. В 1990 г. в США только 10% газа добывалось из нетрадиционных источников, сейчас этот показатель превышает 40%, а к 2020 г. может достичь уже 60%.

Оба проекта очень расплывчаты: до сих пор нет ясности с источником сырья для Nabucco и высока неопределенность по спросу на газ на европейском рынке, на который рассчитаны проекты, отмечает Валерий Нестеров из «Тройки диалог». ЕС выиграет от реализации обоих проектов, убежден директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин: «В Европе появится свободный рынок газа, что снизит цены. Европейские страны получат доходы от транзита, но заплатит за это «Газпром»: свободный рынок займет место долгосрочных контрактов, а сбыт российской монополии не вырастет».