РЖД установила рекорд дешевизны

РЖД поставила посткризисный рекорд среди российских заемщиков, разместив еврооблигации всего под 5,74% годовых

«Российские железные дороги»

железнодорожная монополия. акционеры – Росимущество (100%). финансовые показатели (МСФО, первое полугодие 2009 г.): выручка – 532 млрд руб., чистая прибыль – 23,4 млрд руб.

Это без преувеличения беспрецедентно успешное размещение российской компании после восстановления международных финансовых рынков», – передала пресс-служба РЖД слова президента монополии Владимира Якунина. В пятницу РЖД впервые разместила евробонды – семилетние – на $1,5 млрд. Ставка – 5,739% годовых. Это рекорд для посткризисного времени, констатируют аналитики Николай Подгузов из «Ренессанс капитала» и Станислав Боженко из «Уралсиб кэпитал».

Среди российских компаний дешевле занять удавалось лишь «Транснефти» – три года назад она продала бумаги на $1,3 млрд под 5,67% годовых. Впрочем, Якунин рассчитывал на большее, ожидая ставки 5% «или даже чуть ниже».

РЖД – государственная монополия, а это нечастый заемщик на мировом рынке, объясняет успех исполнительный директор JPMorgan в России (один из организаторов размещения) Альберт Сагирян. По его словам, основной спрос обеспечили иностранные инвесторы, но был интерес и со стороны российских. Книга была переподписана в несколько раз, она состояла из больших заявок от высококлассных инвесторов, отметил Сагирян. По словам двух инвестбанкиров, спрос на облигации превысил $9 млрд. Это свидетельствует не только об интересе инвесторов к бумагам компании, но и об успехе структурной реформы железнодорожного транспорта, создавшей условия по привлечению инвестиций в отрасль, уверен Якунин.

У РЖД большой долг: в июле прошлого года его увеличение грозило нарушением ковенант, что дало бы кредиторам право потребовать досрочного погашения долга, а рейтинговым агентствам – понизить рейтинг РЖД. По МСФО совокупный долг монополии на 30 июня составлял 398 млрд руб., а по РСБУ на 30 сентября – 318,5 млрд руб.

К началу 2010 г. долг составит 330–340 млрд руб. и останется на этом уровне в течение года, прогнозировал замначальника департамента корпоративных финансов РЖД Павел Ильичев. Финансовые показатели РЖД – на высшем уровне и ее качество как заемщика не вызывает вопросов, подчеркивает Сагирян.

РЖД считается одним из лучших заемщиков страны, но так дешево занимать ей не доводилось. Год назад, в разгар кризиса, монополия заняла 15 млрд руб. на 10 лет под 15% годовых, а в феврале этого года ставка по другому выпуску десятилетних облигаций на 15 млрд руб. составила 9%.

Евробонды РЖД – уникальное предложение, отличная возможность для западных инвесторов диверсифицировать риски, объясняет Боженко. Компания в 100%-ной собственности государства в отличие от того же «Газпрома», к тому же бумаг концерна на рынке достаточно, перечисляет Подгузов, оговариваясь, что «по фундаментальным характеристикам РЖД и «Газпром» примерно одинаковы». Газовый концерн последний раз выпускал еврооблигации в августе 2007 г. – $1,25 млрд на 30 лет. В пятницу их доходность была 7,278% (данные Reuters).