Ходорковский объяснил суду разницу между нефтью и скважинной жидкостью
Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, выступая во вторник в Хамовническом суде, попытался наглядно объяснить председателю суда Виктору Данилкину разницу между нефтью и скважинной жидкостью. Сказав, что его "голословно и заведомо ложно обвиняют в хищении фантастического количества нефти", Ходорковский напомнил, что из скважины добывается не чистая нефть, а именно скважинная жидкость (нефть, вода и примеси).
Защитники обвиняемого, передает РИА "Новости", достали из-под стола литровую банку нефти и трехлитровую банку скважинной жидкости, чтобы судья лично убедился, что между ними есть разница. Данилкин попросил приставов немедленно убрать обе банки из зала. "Уберите горючие жидкости из зала судебного заседания: я не вижу ничего смешного в том, что горючая жидкость находится в зале судебных заседаний, где находится такое количество людей и только одна дверь", - сказал он.
После этого приставы вынесли из зала обе банки.
ЮКОС и скважинная жидкость
Различение понятий "скважинная жидкость" и "нефть" во втором деле ЮКОСа является чрезвычайно важным моментом. Дело в том, что "скважинная жидкость" фигурирует в показаниях ключевого свидетеля обвинения - Евгения Рыбина. На жизнь Рыбина покушались дважды - в ноябре 1998 г. и в марте 1999 г., за совершение этих преступлений к пожизненному сроку приговорен экс-сотрудник ЮКОСа Алексей Пичугин, а за их организацию заочно получил пожизненный срок бывший акционер компании Леонид Невзлин.
В сентябре 2009 г. Рыбин заявил в суде, что покушения связаны с его активной разоблачительной работой - он "сообщал во многие инстанции, в том числе в силовые структуры, о воровстве в ЮКОСе".
Рыбин показал, что понятие «скважинная жидкость» изобрел экс-глава ЮКОСа Ходорковский, т. е. по документам проходило, что дочерние компании добывали не нефть, а именно жидкость, которая требует доработки. По его мнению, это понятие Ходорковскому понадобилось именно для того, чтобы снизить стоимость добытой нефти.
ЮКОС и нефть
Ходорковский также пояснил суду, что ЮКОС скупал у своих "дочек" не саму нефть, а права на нее. "Нефть у "Юганскнефтегаза", "Самаранефтегаза" и "Томскнефти" никуда не пропала. Какие-либо документы, свидетельствующие о пропаже нефти, не имеются не только в этом уголовном деле, но и вообще не существуют", - отметил экс-глава ЮКОСа.
Он напомнил, что согласно закону уголовное дело возбуждается по факту совершения преступления, но заявлений о том, что нефть исчезла, не существует. Нет и актов инвентаризации, которые бы подтверждали факт пропажи нефти.
В связи с этим подсудимый предложил суду допросить в качестве свидетеля следователя Каримова, который подписывал постановление о возбуждении уголовного дела в отношении Ходорковского и Лебедева, чтобы он пояснил, на основании каких документов дело было возбуждено. "Если же такие документы не будут обнаружены, то я предлагаю стороне обвинения отказаться от обвинений, а уголовное дело прекратить", - сказал Ходорковский.
Государственное обвинение завершило предоставление доказательств вины подсудимых и допрос фигурантов дела 29 марта. В свою очередь, защита Ходорковского и Лебедева намерена допросить в ходе судебного следствия 478 человек. По словам адвоката Ходорковского Вадима Клювганта, вызов этих свидетелей необходим "для выяснения обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела". Прокуратура утверждает, что Ходорковский и Лебедев похитили всю нефть, добытую ЮКОСом с 1998 по 2003 г., т. е. 350 млн т.