"Аэрофлот" подминает под себя рынок чартерных авиаперевозок

«Аэрофлот» долгое время держался в стороне от туристических перевозок, но теперь может от них получить дополнительно 10–15% выручки, прогнозируют эксперты
«Аэрофлот» обратил внимание на бизнес, который при прежнем руководстве считал слишком мелким для себя/ А.Махонин

Росавиация утвердила основные летние – регулярные и чартерные – программы авиакомпаний, заявки сделали примерно 20 перевозчиков. «Аэрофлот», назначенный перевозчик по ряду туристических направлений, увеличил число рейсов (в Ларнаку – с семи до 14 в неделю, в Барселону – с 10 до 14 и проч.); получил на лето статус назначенного перевозчика в популярнейшие Хургаду и Шарм-эль-Шейх (по пять рейсов в неделю); увеличил чартерную программу: получил допуск на 17 чартерных направлений – Афины, Дубровник, Тиват, Римини, Родос, Корфу и др., говорится на сайте Росавиации. Появились и уникальные маршруты: Екатеринбург – Римини, Иркутск – Токио. Чартерные программы сформировали и «дочки» «Аэрофлота»: «Дон авиа» – 11 направлений, «Норд авиа» – шесть.

Прежний гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов недолюбливал чартеры, но не раз обещал создать чартерную «дочку», которая так и не появилась. Сменивший его Виталий Савельев тут же дал установку – зарабатывать на всем. Туристы дают хороший пассажиропоток, говорит сотрудник «Аэрофлота»: на регулярных направлениях прирост может составить 15%, на чартерных – чуть ли не вдвое. Чартеры в объеме перевозок группы «Аэрофлот» этим летом могут составлять до 15% вместо 5% годом ранее, полагает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова, за счет перевозки туристов – и на регулярных, и на чартерных направлениях – консолидированная выручка «Аэрофлота» может вырасти на 10–15%.

Если «Аэрофлот» способен полностью удовлетворить спрос, например, на Ларнаку (назначенный перевозчик), то почему он должен кому-то это уступать, рассуждал недавно Савельев. В 2010 г. «Трансаэро» получила четыре рейса в неделю в Ларнаку вместо прошлогодних 11, и то по волевому решению комиссии Росавиации, которая сочла, что «Аэрофлот» один не справится.

«Аэрофлот» впервые так активен на рынке туристических перевозок, признается сотрудник «Трансаэро». Продавать турпакеты с «Аэрофлотом» легче, чем с какой-то малоизвестной компанией, – люди стали разборчивее, считает гендиректор «Инна-тур» Дмитрий Горин, хотя перелет «Аэрофлотом» дороже на 5–7%, чем даже у «Трансаэро». В этом году «Инна-тур» намерена работать только с «Трансаэро» и «Аэрофлотом» и их доли будут равны, заключает Горин.

Более мелкие игроки – «Ат-лант-союз», «Вим авиа», Sky Express, «Оренбургские авиалинии» – должны будут предложить альтернативу: например, необычные маршруты, размышляет Сахнова, а совсем маленькие авиакомпании конкуренции не выдержат.