Минфину недостаточно информации о внешних корпоративных займах

Минфину недостаточно информации о внешних корпоративных займах. Министерство хочет, чтобы другие ведомства согласовывали с ним директивы представителям государства в госкомпаниях и госкорпорациях
Д.Гришкин

Представитель «Газпрома» не видит проблем в таких согласованиях. «Роснефть» – законопослушная компания, все правовые изменения учитываются в ее работе, говорит ее представитель. Государство не единственный акционер «Роснефти» (доля государственного «Роснефтегаза» – 75,16%), напоминает другой ее сотрудник, все крупные займы одобряются на совете директоров, в котором много представителей государства. В ВТБ отказались от комментариев, связаться с представителями других госкомпаний вчера не удалось. У государства и так достаточно инструментов контроля за долгами госкомпаний, уверен сотрудник одной из них, это «обычное перетягивание полномочий между ведомствами». Минфин пытается продемонстрировать свое влияние, говорит сотрудник другой госкомпании.

Минфин подготовил проект распоряжения по контролю за внешними заимствованиями госкомпаний и госкорпораций, сообщил в пятницу замминистра Дмитрий Панкин. Речь идет о согласовании с министерством директив представителям государства в советах директоров и наблюдательных советах. Пока есть только черновой вариант документа, его доработают в течение месяца, пояснил Панкин «Ведомостям». «В первую очередь стоит задача контроля за потенциально крупными заемщиками – «Транснефтью», РЖД, «Газпромом», Внешэкономбанком и «Ростехнологиями», – приводит он примеры.

О необходимости надзора за внешними займами госкомпаний и госкорпораций министр финансов Алексей Кудрин говорил в конце прошлого года. Минфин не хочет неконтролируемого роста внешних займов, как было до кризиса, объяснял тогда Панкин. Если в начале 2006 г. внешний долг госбанков и госкомпаний составлял $68,7 млрд, то к 1 октября 2009 г. (начало кризиса) вырос до $148,4 млрд, а в начале 2010 г. – до $128,8 млрд, это почти треть всего внешнего долга страны (данные ЦБ). О займах на 2010 г. компании уведомили Минфин в добровольном порядке, опасности резкого роста нет, говорит Панкин. Но Минфин хочет застраховаться «на случай неблагоприятного развития событий», объясняет он.

В Минэкономразвития никаких документов пока не получали, говорит директор департамента ведомства Иван Осколков, сейчас Минфин не участвует в процедуре согласования директив: это функции Минэкономразвития и Росимущества. Контроль за внешними заимствованиями госкорпораций и госкомпаний нужен, согласен он: «Если занимать без ограничений, в итоге можно прийти к ситуации полуторагодовой давности, когда государству пришлось помогать компаниям рефинансировать зарубежные кредиты, взятые под залог акций крупных компаний». Но речь должна идти о создании системы мониторинга за зарубежными займами, а не «жесткого фильтра», подчеркивает Осколков.

Правительство и ЦБ опасаются излишнего притока капитала в страну и обсуждают мягкие меры по его ограничению, говорит Ярослав Лисоволик из Deutsche Bank. Ранее Кудрин допускал, что отток капитала в 2010 г. может оказаться нулевым (по разным сценариям ЦБ – от $25 млрд до $10 млрд). Как и до кризиса, внешние займы для отечественных компаний дешевле внутренних, отмечает Антон Струченевский из «Тройки диалог», инвесторы с удовольствием кредитуют российские госкомпании и госкорпорации, считая их квазигосударственными заемщиками. Укрепление рубля стимулирует компании занимать за границей, зато его ослабление резко увеличит риски для заемщиков, отмечает Владимир Брагин из «Траста».

Пока российские компании довольно скромны во внешних заимствованиях и не вышли на докризисные уровни, говорит Лисоволик: «Но рынки открываются, и соблазны будут расти». Повысило интерес к российским заемщикам и размещение суверенных евробондов (Россия заняла $2 млрд на пять лет под 3,74% годовых и $3,5 млрд на 10 лет под 5,08%), считает Брагин. В ответ на вопрос, не боится ли Минфин, что низкий бенчмарк подстегнет занимать за границей, Панкин только рассмеялся.

Контроль за такими займами Струченевский считает правильным. «Это квазигосударственный долг, и если он будет нарастать, в какой-то момент станет угрозой для макростабильности», – согласен председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин. Контроль подтолкнет занимать больше на внутреннем рынке, надеется он: «Сейчас у российских банков достаточно ликвидности». Задача Минэкономразвития – общее развитие, оно может пропустить угрозу своевременному исполнению обязательств, а Минфин следит за финансовым балансом страны в целом, такой дополнительный контроль необходим, говорит Антон Данилов-Данильян из «Деловой России».