"Газпром" отстает в Европе от норвежцев

«Газпром» медленно оправляется от кризиса: его обгоняют не только российские конкуренты, но и европейские

На прошлой неделе основные конкуренты «Газпрома» на рынке ЕС отчитались за I квартал. И главный из них – норвежская Statoil. Добычу газа она увеличила до 26,5 млрд куб. м (+3% к 2009 г. и +6% к 2008-му). Продажи газа выросли до 14,1 млрд куб. м (+7 и +10% соответственно). Газовый сегмент показал очень сильные результаты, отмечается в материалах Statoil, особенно с учетом сложной ситуации на рынке.

Продажи «Газпрома» пока неизвестны: отчет за I квартал он опубликует к 15 мая. Но добыча, по данным ЦДУ ТЭК, составила 144,2 млрд куб. м. Это на 17% больше прошлогоднего, но почти на 3% меньше докризисного уровня. То же и с поставками в Европу: по предварительным данным, экспорт составил около 40 млрд куб. м, говорят два сотрудника «Газпрома». К I кварталу 2009 г. это 38% роста. Но до показателей 2008 г. концерн не дотянул 16%.

В первой половине 2008 г. у «Газпрома» были рекордные поставки в Европу – его цена была одной из самых низких в ЕС, напоминает менеджер концерна, так что с этим периодом сравнивать новые цифры нельзя. Однако у Statoil тоже были рекордные поставки в I квартале 2008 г. Если сравнивать с 2007 г., продажи Statoil в I квартале 2010 г. на 36% выше, у «Газпрома» – только 15% роста (подробнее см. www.vedomosti.ru).

Год назад «Газпром» терял позиции в Европе сначала из-за газового конфликта с Украиной, потом из-за слишком высоких цен в долгосрочных контрактах, заявляли менеджеры концерна. Основной принцип долгосрочных контрактов в ЕС – изменение газовой цены вслед за нефтяными котировками с отставанием в 6–9 месяцев. Однако небольшие объемы газа можно купить по спотовым ценам. В 2009 г. они были в разы ниже договорных, и европейцы предпочитали тех поставщиков, которые ориентировались на биржевые котировки. В том числе Statoil, в контрактах которой доля спота была выше, чем у «Газпрома».

Правда, если брать средние цены «Газпрома» и Statoil (структуру контрактов они не раскрывают), то разница в стоимости газа с середины 2009 г. была незначительной – в пределах $10 за 1000 куб. м. Почему продажи норвежцев растут быстрее, не ясно. Менеджер «Газпрома» настаивает, что все дело, как и прежде, в ценах: Statoil почти всем клиентам поставляет часть топлива по спотовым котировкам, а «Газпром» согласился на такие льготы только для крупнейших западноевропейских компаний и в пределах 10–15% от общих объемов.

В январе – марте 2010 г. средняя цена Statoil была $280 за 1000 куб. м, следует из ее отчета. Средние спотовые котировки в США – около $195 (Henry Hub, данные BP), в Великобритании – $210 (National Balancing Point). Цены «Газпрома» его представитель не раскрывает.