Миллиард долларов не защитил от взрыва

Два взрыва парализовали работу крупнейшей в России угольной шахты – «Распадской». 32 человека погибло, судьба еще 58 горняков неизвестна. На шахту приходилось 10% российской добычи коксующегося угля. Когда восстановят «Распадскую», неизвестно
Второй взрыв на «Распадской», произошедший на глубине около 500 м, разрушил все наземные постройки шахты/ AP

Крупнейшие взрывы на шахтах Кузбасса. 11 марта 2002

– взрыв на шахте «Коксовая», погибли четыре горняка

16 июня 2003

– взрыв на шахте «Зиминка», погибли 12 человек

19 марта 2007

– взрыв на шахте «Ульяновская» «Южкузбассугля», погибли 110 горняков

24 мая 2007

– взрыв на шахте «Юбилейная» «Южкузбассугля», погибли 38 человек

Распадская угольная компания

акционеры – 80% акций контролируют Evraz group и менеджмент холдинга. капитализация – $4,6 млрд. финансовые показатели (МСФО, 2009 г.): выручка – $497 млн, чистая прибыль – $117,1 млн.

Оба взрыва прогремели в ночь с 8 на 9 мая. Первый – в 23.50 местного времени. Второй – спустя несколько часов. Во время первого взрыва в шахте находилось 359 человек. Большая часть людей поднялись на поверхность, а в шахту спустились спасатели. Но в этот момент произошел второй взрыв, в несколько раз мощнее первого. Эпицентр находился на глубине около 500 м, рассказал сотрудник МЧС. Взрывной волной были снесены почти все наземные шахтные постройки, поврежден главный вентиляционный ствол, рассказал губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. Причины взрывов устанавливаются. Скорее всего, они произошли из-за внезапного выброса метана, сообщил министр чрезвычайных ситуаций Сергей Шойгу.

В итоге 264 сотрудника, в том числе 59 раненых, удалось вывести на поверхность. После первого взрыва были найдены погибшими 12 человек, сказал Шойгу. После второго под землей осталось 78 шахтеров и горноспасателей. К вечеру вчерашнего дня спасатели подняли на поверхность еще 20 тел. Таким образом, число погибших выросло до 32 человек. Поиски оставшихся под завалами продолжаются. Но надежды найти их живыми остается все меньше, передал в понедельник вечером «Интерфакс» слова Шойгу.

Из-за угрозы новых взрывов спасательные работы были приостановлены до полуночи 10 мая. Надо было сначала проветрить выработки. Восстановление системы вентиляции заняло у спасателей почти сутки. Но включали ее очень осторожно, чтобы не спровоцировать новые взрывы, говорил Шойгу (его слова передает «Интерфакс»).

«Распадская» – «сверхкатегорийная по метановым запасам», сказал Тулеев. Но добавил, что шахта была самой технически оснащенной не только в России, но и в мире, в том числе по метанобезопасности, заявил Тулеев. В момент взрыва содержание метана было в норме, передал «Интерфакс» слова заместителя гендиректора холдинга «Распадская» Владимира Горячкина. «За пять лет в развитие компании мы вложили около $1 млрд, в том числе и в безопасность. В версиях взрыва разберется комиссия, но я такого не ожидал», – передал «Интерфакс» слова гендиректора и совладельца компании Геннадия Козового.

О сроках восстановления шахты ни они, ни представитель компании Галина Ковальчук не сказали. Ковальчук лишь ответила «Ведомостям», что ущерб еще не подсчитан: «Главное – это найти людей». Сначала надо понять, какие именно разрушения произошли в выработках и где, говорит председатель Федерации профсоюзных организаций Кузбасса, депутат Госдумы Юрий Кауфман. Это станет понятно, после того как будут найдены люди и проведено обследование почти 400-километровых выработок. Но добычу угля на шахте, даже с учетом разрушения центрального ствола, впоследствии можно восстановить, успокаивает Кауфман. Подобные прецеденты уже были, говорит он.

Шахта принадлежит Распадской угольной компании, которую на паритетных началах контролируют Evraz Group и менеджмент. На ее долю приходится 57,8% запасов (451 млн т коксующегося угля) и более 60% добычи «Распадской» (в 2009 г. компания добыла 10,6 млн т), а также 11–12% годовой добычи коксующегося угля в России, отмечает аналитик «Ренессанс капитала» Борис Красноженов. Как трагедия скажется на рынке угля, пока говорить сложно. Все будет зависеть от того, насколько серьезны разрушения и сколько времени потребуется на восстановление шахты, говорит эксперт. Если речь будет идти о месяце, то особого влияния на рынок это не окажет – контракты с металлургами подписываются на квартал, а пока и у «Распадской», и у ее клиентов наверняка есть запасы на складах. А вот если на восстановление «Распадской» уйдет от трех месяцев до полугода или даже больше, это создаст серьезные проблемы, резюмирует Красноженов.

«Распадская» поставляет уголь Evraz Group, Новолипецкому и Магнитогорскому меткомбинатам, сообщала компания. Поставки «Распадской» обеспечивают чуть более 10% потребностей ММК, говорит представитель сталелитейной компании. В случае необходимости Магнитка всегда найдет им замену. С представителями НЛМК и Evraz связаться не удалось.

Для глобального рынка угля эффект от аварии на «Распадской» будет незначительным, ведь основные поставки идут внутри страны, заявил Bloomberg аналитик Macquarie Group Колин Гамильтон.

Акции «Распадской» торгуются в РТС и на ММВБ. В пятницу на фоне падения мировых рынков (см. статью на стр. 09) бумаги компании подешевели в РТС на 9,44%. Скорее всего, сегодняшние торги также начнутся с падения котировок, говорит Красноженов.