Первичному размещению "Русагро" помешал "якорь"

Последнее весеннее IPO российских компаний отменено. «Русагро» отказалась от сделки. Компании привлекли только $1,3 млрд – втрое меньше, чем рассчитывали
Инвесторы не слетелись на акции «Русагро»/ Д.Гришкин

В ночь со среды на четверг «Русагро» закрывала книгу заявок на IPO, а вчера утром собиралась объявить об итогах сделки. Но вместо данных о цене размещения «Русагро» сообщила об отказе от IPO, объяснив это волатильностью фондовых рынков. «Компания рассчитывала на переподписку в несколько раз», – продолжает собеседник «Ведомостей». Но инвесторы в среднем просили дисконт примерно в 15% к нижней границе цены размещения, утверждает источник, близкий к одному из банков-организаторов.

Представители банков-организаторов – Сбербанка, «Ренессанс капитала» и Альфа-банка – от комментариев отказались. Связаться с представителями Credit Suisse не удалось.

Если бы размещение состоялось, компания и семья ее основателя Вадима Мошковича могли бы разделить $245–309 млн, а сама «Русагро» после IPO стоила бы $1,07–1,35 млрд (исходя из объявленного коридора в $13,5–17 за акцию).

Еще две недели назад ничто не предвещало фиаско. В первый же день роуд-шоу нашелся «якорный» инвестор. Соорганизатор сделки «Ренессанс капитал» сообщил клиентам, что Сбербанк (один из организаторов размещения) подал заявку на приобретение бумаг на $200 млн (цена указана не была), т. е. 65–82% от выставленного на продажу пакета.

«Это было не письмо «Ренессанс капитала», а дополнение к проспекту, которое рассылали инвесторам все букраннеры», – говорит источник, близкий к одному из организаторов IPO.

«Никогда не планировалось отдавать Сбербанку бумаги на $200 млн», – уверяет один из участников роуд-шоу. В одни руки можно было взять не более 10% от предлагаемого пакета, утверждает источник, близкий к одному из организаторов. Кроме того, госбанк, как организатор, мог купить недоразмещенную часть пакета на сумму не более $50 млн, а затем частично или полностью продать его на рынке, продолжает источник. Таким образом, всего в ходе размещения Сбербанк мог приобрести пакет стоимостью до $75 млн, резюмирует он.

«Фактор Сбербанка» смутил инвесторов. «Во-первых, мы посчитали, что даже по нижней границе ценового диапазона компания переоценена, – говорит управляющий «Тройки диалог» Андрей Килин. – Во-вторых, инвесторы, в том числе и мы, опасались низкой ликвидности бумаг после размещения в том случае, если большой пакет купит Сбербанк».

Теперь «Русагро» будет ждать новой возможности выйти на биржу, знает один из участников роуд-шоу. Но возможность для этого вряд ли появится раньше, чем через год, считает он.