Hyundai отказывается от сотрудничества с "Тагазом"

После девяти лет партнерства «Тагаз» может прекратить сборку автомобилей Hyundai, на которые приходится больше половины его продаж

ООО «Таганрогский автомобильный завод» («Тагаз»)

автопроизводитель. Входит в группу «Донинвест» (основной бенефициар – Михаил Парамонов). Владельцы (данные ЕГРЮЛ на март 2010 г.) – лихтенштейнские Corio Invest Aktiengesellschaft, Ikaria International Technologies Aktiengesellschaft, Fortum Aktiengesellschaft, Pemberton Anstalt, Asha Holding Aktienegesellschaft (по 19,9%), Sapor Invest INC с Британских Виргинских островов (0,5%). Показатели 2009 г. не раскрываются. Выручка в 2008 г. (РСБУ, данные СПАРК) – 36,8 млрд руб., чистый убыток – 1,16 млрд руб., займы и кредиты – 23,6 млрд руб.

«Тагаз» закрывает производство автомобилей Hyundai, с которой сотрудничал с 2001 г. Уже прекращен выпуск легких грузовиков Hyundai Porter и седана Sonata; производство идет только из машинокомплектов, которые сейчас на складе, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник в «Тагазе». То, что сборка Hyundai скоро прекратится, пишет и журнал «Автобизнесревю». «Тагаз» продолжает переговоры с Hyundai, окончательного решения нет, говорит на это представитель «Тагаза» Елена Ларина, но отказ от производства корейских машин действительно не исключен. Представитель «Хендэ мотор СНГ» Юлия Тихонравова от комментариев отказалась.

Бюджетные модели Hyundai много лет занимали львиную долю в продажах «Тагаза», главный бестселлер – Hyundai Accent. В 2008 г. таганрогская компания продала 106 322 автомобиля, и на пять основных моделей Hyundai пришлось 95%. В том же году «Тагаз» запустил собственные бренды – внедорожники Tagaz Tager, Road Partner, седан Vortex Estina, а в 2009 г. – седан Tagaz Vega. Однако кризис больно ударил по заводу: «Тагаз» задолжал банкам свыше 20 млрд руб., его продажи рухнули в прошлом году в 3,6 раза (до 29 240 машин). На собственные бренды – Tagaz и Vortex – пришлось 38% кризисных объемов. Но были и неприятности с новинками: в сентябре GM подала иск к «Тагазу» в корейский суд, обвинив его в краже чертежей Chevrolet Lacetti для разработки Vega (таганрогская компания кражу отрицает).

Сотрудник «Тагаза» уверяет, что главная причина возможного «развода» с корейцами – это их собственные планы: в январе 2011 г. Hyundai запускает завод в Петербурге мощностью 150 000 машин в год. Рассматриваются и другие площадки, например «Ижавто», о чем заявлял в апреле вице-председатель Hyundai Ханг Енг Чой.

«Интерфакс» сообщает, что «Тагаз» ведет переговоры о сборке китайских машин BYD. Новый партнер – единственный шанс «Тагаза» сохранить прежние объемы продаж, уверен директор российского офиса A.T. Kearney Евгений Богданов, собственные бренды компании бесперспективны. Но не все эксперты так категоричны. Внедорожники «Тагаза» – это хиты прошлых лет, отмечает директор российского офиса JATO Dynamics Владимир Видулов: Tager создан на базе SsangYong Korando, Partner – бывший SsangYong Musso. «Тагаз» вполне может сохранить обороты, договорившись с той же Hyundai об использовании ее разработок прошлого поколения (ведь она заработает на поставке машинокомплектов), считает Видулов. У BYD серьезный интерес к России и партнерство с ней также перспективно, добавляет он, но главная проблема китайцев в России – договориться о производстве на своих условиях: игроки из КНР хотят сами заниматься дистрибуцией, а у «Тагаза» дилерская сеть более чем из 200 салонов. Получить комментарии BYD в выходные не удалось.