Exxon Neftegas поспорила с государством о смете «Сахалина-1»

Exxon Neftegas поспорила с государством о смете «Сахалина-1», Россия пригрозила сменой оператора проекта

Пример соседа. Михаил Субботин

директор «СРП-экспертизы». «Сменить оператора может тот, кто его учредил, – акционеры. Их можно об этом попросить. Но сменить оператора в «Сахалине-1» – это еще и сменить инвестора, так как «дочка» Exxon подписала СРП от имени консорциума. Если вносить изменения, по сути, это будет новое СРП <...> Еще можно поменять структуру акционеров оператора по модели, опробованной на «Сахалине-2»

«Сахалин-1»

Проект-СРП. Запасы – 307 млн т нефти и 485 млрд куб. м газа. Участники – Exxon Neftegas (30%, оператор проекта), «Роснефть» (20%), ONGC (20%) и Sodeco (30%).

Государство может сменить оператора «Сахалина-1» (Exxon Neftegas), заявил губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин. Вопрос будет рассмотрен предметно, «если проект будет терять эффективность», подчеркнул чиновник. Государство поставило перед Exxon Neftegas два условия: сокращение бюджета и увеличение прибыльности, но «пока никаких серьезных предложений со стороны оператора для нас мы не видим», посетовал губернатор (цитаты по «Интерфаксу»).

Смета подвела

Что стало причиной такого высказывания, в Exxon не понимают, говорит сотрудник компании (представитель это не комментирует). Единственный спорный момент, о котором упомянул Хорошавин, – утверждение сметы проекта на 2010 г.: Exxon Neftegas хотела потратить $3,5 млрд, но в конце прошлого года уполномоченный госорган (УГО) утвердил расходы на $1 млрд и готов увеличить смету только до $2–2,5 млрд. Переговоры прошли, стороны согласны на смету в районе $2,5–2,6 млрд, знает источник, близкий к УГО. Но чтобы получить одобрение, «Сахалину-1» нужно поправить устаревшую программу долгосрочного планирования (ПДП, утверждена в 2003 г.), продолжает он: оператор же не торопится менять документ, зато грозит приостановкой проекта. Смета на 2010 г. не утверждается из-за несоответствия ПДП, подтверждает другой источник, близкий к УГО.

ПДП – рамочный документ, парирует сотрудник Exxon Neftegas, и смету можно утверждать без поправок в него. Представитель оператора лишь подтвердил, что компания хотела потратить в 2010 г. $3,5 млрд на запуск месторождения Одопту (III квартал 2010 г.) и на строительство инфраструктуры и проектные работы по месторождению Аркутун-Даги (запуск в 2014 г.).

СРП по «Сахалину-1» подписано в 1995 г., но смета утверждалась вовремя лишь однажды. В прошлом году из-за очередного спора на два месяца приостанавливались работы на Одопту.

Повод поспорить

Претензии к «Сахалину-1» есть у Минэнерго, знает собеседник, близкий к УГО: в министерстве недовольны тем, что Exxon Neftegas до сих пор не решила, как продавать газ. Сейчас большая его часть (около 6 млрд куб. м) поставляется в Хабаровский край. Вторая стадия разработки месторождения Чайво предполагает добычу около 10 млрд куб. м в год. Столько региону не нужно, считают в Exxon Neftegas. Компания собиралась экспортировать топливо в Китай, но «Газпром» напомнил, что у него монополия на экспорт, и запланировал пустить газ «Сахалина-1» на заполнение строящегося газопровода Сахалин – Хабаровск – Владивосток. Договориться с «Газпромом» о цене газа не получается, сетует сотрудник Exxon Neftegas. Переговоры продолжаются, подтверждают представители «Газпрома» и Exxon Neftegas. Представитель Минэнерго оставил это без комментариев.

Есть и еще один повод поспорить, рассказывает другой собеседник, близкий к УГО: по условиям СРП ставка по налогу на прибыль для «Сахалина-1» равна 35%, в то время как в стране сейчас 20%. Оператор платит 35%, но периодически поднимает вопрос о снижении налога, продолжает он, государство не согласно. Представитель Exxon Neftegas отказался комментировать эту информацию; подтвердить ее не удалось.

Вопрос о смене оператора «Сахалина-1» не обсуждался, утверждают представитель Минэнерго и оба собеседника, близких к УГО.