Первое за полвека IPO американской автомобильной компании должно пройти успешно


Первичное размещение акций американского производителя электрических спорткаров Tesla Motors Inc., первое среди автомобильных компаний США с 1956 г., когда размещалась Ford Motor Co., похоже, пройдет успешно. Как пишет The Wall Street Journal, цена одной акции при размещении будет установлена на уровне $17, что оказалось выше ожидавшегося диапазона в $13-16 за акцию. Таким образом, инвесторы оценили всю компанию перед IPO в $1,33 млрд.

Инвесторов воодушевили планы создания массового электромобиля. Более $200 млн, которые компания получит от инвесторов, она намерена потратить на разработку бюджетной модели - седана Model S стоимостью $57 000. Сейчас единственным продуктом компании является спорткар Roadster стоимостью $109 000, запущенный в производство в 2008 г. По состоянию на март 2010 г. компании удалось реализовать только 1100 автомобилей, что не позволяет ей выбраться из убытков. В I квартале они выросли до $29,5 млн против $16 млн годом ранее. Всего же с момента основания в 2003 г. Tesla обошлась своим акционерам в $300 млн.

Согласно новому плану развития компании, который и привлек инвесторов, Tesla рассчитывает начать в 2012 г. выпуск новой модели на новой производственной площадке в Калифорнии и расширить свою сбытовую сеть. После выхода завода на полную мощность компания рассчитывает производить 20 000 автомобилей в год. В дальнейшем Tesla планирует использовать платформу Model S для производства еще более дешевого массового автомобиля. Сейчас Tesla располагает 11 точками продаж, однако в течение двух лет планирует увеличить их количество до 50. Компания также начала экспансию в Европу, открыв на днях шоурум в Дании.

Планы убыточного стартапа из Кремниевой долины могли бы выглядеть утопично, если бы не поддержка со стороны гигантов традиционного автопрома. Недавно Tesla обнародовала планы сотрудничества с Toyota Motor Corp. в сфере производства электромобилей. Согласно договоренностям Tesla получит доступ к базе запчастей, а также промышленной и инженерной экспертизе Toyota. В свою очередь, японский автопроизводитель получит право приобрести акции Tesla на сумму $50 млн по цене первичного размещения акций. Другой тяжеловес автопрома - германская Daimler AG - через свою "дочку" Blackstar Investco LLC уже владеет 9,6% акций компании.

Энтузиазма инвесторам прибавляет и популярность бренда Tesla, который, несмотря на отсутствие массированной маркетинговой поддержки, вошел в топ-50 самых популярных брендов по версии авторитетного журнала Advertising Age.