Лечить людей и торговать лекарствами можно будет без лицензии

Отменить лицензирование медицинской деятельности и аптек планирует правительство с 2013 г. Вместо лицензий для клиник будет введено декларирование, для врачей, возможно, появятся лицензии, а аптеки вступят в СРО
А. Махонин

Правительство планирует сократить лицензируемые виды деятельности, заявил вчера премьер Владимир Путин, поправки в закон о лицензировании будут обсуждаться через неделю.

Речь идет о серьезном сокращении перечня, сказала «Ведомостям» замминистра экономического развития Анна Попова: с 2013 г. будет отменено лицензирование медицинских услуг и фармацевтической деятельности (речь идет только об аптеках, фармпроизводства будут, как и сейчас, получать лицензии). Это предложения Минздравсоцразвития, знает Попова.

«В этих отраслях будет уведомительный порядок открытия бизнеса», – продолжает замминистра, обсуждается также введение института саморегулируемых организаций (СРО), но какие именно документы будут регулировать деятельность СРО и когда эти документы появятся, не известно.

Тема СРО с Минздравсоцразвития не обсуждалась, утверждает представитель министерства, а декларирование будет в строгом соответствии со стандартами оказания медицинской помощи (утверждаются приказами Минздравсоцразвития). За их соблюдением будет следить уполномоченный контролирующий орган, который при необходимости сможет и закрывать клиники, так что потребитель от замены лицензирования на декларирование не пострадает.

Качество услуг снизиться не должно, успокаивает пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков.

Отмена лицензирования обсуждается, подтвердил заместитель гендиректора клиники «Семейный доктор» Андрей Парфенов: «Пока непонятно, что будет вместо. О создании СРО в отрасли речи пока не шло, да и непонятно, как она может контролировать работу, например, частных клиник». Парфенов уверен, что в работе крупных игроков вряд ли что-то изменится: «Вопрос в том, как будут контролировать деятельность небольших частных кабинетов». Сейчас, перед тем как начать работу, клиника должна получить санитарно-эпидемиологическое заключение (его выдает Роспотребнадзор, на получение уходит 3–4 недели) и лицензию регионального департамента здравоохранения (еще 2–3 недели).

«Сейчас лицензию на медицинскую деятельность получает клиника, и она же несет ответственность за соблюдение лицензионных требований и условий, – объясняет гендиректор «Европейского медицинского центра» Артем Гапеев. – Планируется, что специальную лицензию будут получать врачи, и тогда уже они будут отвечать за нарушения».

Подобная идея обсуждается – врачебные лицензии (сейчас доктора раз в пять лет получают сертификаты, которые подтверждают их квалификацию) могут быть введены с 2015 г., подтверждает представитель Минздравсоцразвития.

Это логичная инициатива: так работа организована в ряде европейских стран, знает Гапеев, но едва ли к ней готовы все российские врачи.

«На фармрынке переход к уведомительному порядку предусматривает создание СРО, которая займется контролем качества, – говорит гендиректор аптечной сети «Здоровые люди» Алексей Батулин. – СРО планируется создать на базе уже существующей общественной организации – например, это может быть Российская ассоциация аптечных сетей (РААС)». Исполнительный директор РААС Нелли Игнатьева подтвердила, что вопрос в ближайшее время будет рассматриваться.

«Станет ли открывать новые аптеки легче, пока не ясно: не известно, каким будет новый порядок, – добавила она. – Однако у нас есть опасения, что после отказа от лицензирования количество некачественных препаратов может вырасти».

Сейчас процедура лицензирования занимает до 45 дней, говорит Игнатьева: в Росздравнадзор необходимо представить пакет документов, в который входят заключения пожарного надзора, службы санэпидемконтроля, документы, подтверждающие фармацевтическое образование персонала, и дипломы и сертификаты сотрудников.

Замена лицензирования на декларирование в медицине и фармацевтике – часть сокращения административных барьеров, считает Владимир Южаков из Центра стратегических разработок, но, чтобы это не сказалось на качестве услуг, нужен жесткий контроль вплоть до права закрывать клиники и аптеки. Нужно развивать и СРО, они могут соседствовать с процедурой декларирования, полагает он: без СРО велики коррупционные риски – если чиновников можно подкупить, то со СРО это не пройдет.