Пожары не грозят авиакомпаниям убытками

Пожары в подмосковных лесах внесли сумятицу в работу столичных аэропортов. Пассажиры тратят время и нервы, но авиакомпаниям дым не грозит серьезными убытками
AP Photo/ Misha Japaridze

Дым от подмосковных пожаров стал таким густым, что его заметил даже президент России: «Сегодня с утра проснулся, посмотрел в окно: чудовищная ситуация» (цитата по «Интерфаксу»). Вообще-то проблемы в московских аэропортах начались уже в среду: ночью из-за низкой видимости шесть самолетов вместо «Домодедово» сели в «Шереметьево», «Внуково» и Нижнем Новгороде. А окончательно смог накрыл столицу к пятнице, когда «Домодедово» и «Внуково» начали работать по фактической погоде, а часть самолетов пришлось отправить из Москвы в петербургский «Пулково», так как у пилотов не хватало квалификации, чтобы сесть в условиях низкой видимости, рассказывает представитель «Шереметьево». На помощь авиаторам пришла РЖД, выставив дополнительный поезд из Петербурга.

Едва ли смог станет причиной убытков для авиакомпаний, считают представители крупнейших из них. «Не стоит драматизировать ситуацию, – говорит представитель «Сибири». – Мы работаем в нормально напряженном режиме». «Аэрофлот» не понесет убытков из-за смога, ведь «Шереметьево» работало в штатном режиме, напоминает представитель авиакомпании. Представитель «Трансаэро» от комментариев отказался, а сотрудник авиакомпании заверил «Ведомости», что ситуация находится под контролем: «Из-за перераспределения потоков [между аэропортами] возникли определенные сложности, но не более того».

Пик задержек пришелся на субботу – воскресенье. На 18.30 воскресенья во «Внуково» было задержано 19 рейсов, в «Домодедово» – 46.

Все московские аэропорты сертифицированы по метеоминимуму 3С категории ИКАО, это означает, что они могут принимать самолеты при почти нулевой видимости, объясняет советник руководителя Росавиации Сергей Извольский. Вопрос в том, есть ли соответствующий сертификат у конкретного экипажа, продолжает он. «Домодедово» уже предложило авиакомпаниям ставить на рейсы экипажи, имеющие право выполнять полеты при почти нулевой видимости.

В этом году природа уже не в первый раз путает карты авиаперевозчикам. В апреле после извержения вулкана в Исландии было отменено около 100 000 рейсов. Общие убытки авиакомпаний были оценены более чем в 4 млрд евро (российских – почти в 200 млн руб.). Но подмосковным торфяникам далеко до исландского вулкана, считает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова: расходы авиакомпаний будут незначительными – только на питание для пассажиров, а компенсаций ждать не стоит – ведь отмены рейсов из-за смога пока не было.