Северный морской путь сократил "Новатэку" время доставки сжиженного газа на 45%

«Новатэк» не собирается откладывать многомиллиардный проект «Ямал СПГ». Компания уверена: спрос на ямальский газ будет и даже в Китае он сможет конкурировать по цене с катарским СПГ. Однако тот же Катар из-за роста конкуренции приостановил все новые проекты вплоть до 2016 г.

ОАО «Новатэк»

второй по величине производитель газа в России. основные владельцы – структуры нефтетрейдера Геннадия Тимченко (23,13%), «Газпром» (19,4%), около 25% – в свободном обращении. капитализация – $22 млрд. выручка (МСФО, I квартал 2010 г.) – 27,7 млрд руб., прибыль – 11,1 млрд руб.

ОАО «Ямал СПГ»

владелец лицензии на Южно-Тамбейское месторождение (Ямал). акционеры – «Новатэк» (51%), структуры Тимченко (23,9%; у «Новатэка» опцион на выкуп доли за $450 млн), «Сиритиа венчюрез лимитед» (25,1%; по словам Михельсона, «Новатэк» также может их выкупить в 2011 г. для последующей продажи стратегическому партнеру). запасы – 1,256 трлн куб. м (ABC1).

Ямал СПГ» – первый в России проект, который должен нарушить монополию «Газпрома» на экспорт газа (см. врез). Но сроки его запуска могут сдвинуться.

Весной предправления «Новатэка» Леонид Михельсон говорил, что если в 2011 г. будет окончательное инвестиционное решение по проекту, то завод по сжижению газа на Ямале заработает через пять лет – в 2015–2016 гг.

В среду Михельсон назвал другие сроки подготовки проекта: в I квартале 2011 г. будет только предварительное инвестиционное решение, окончательное – в конце 2012 – начале 2013 г. Сроки по запуску завода остаются прежними, «Новатэк» рассчитывает на это, заверил предправления: параллельно с проектной работой можно начинать вкладывать средства в подготовку к строительству. Однако эксперты настроены скептически: перспективы ямальского СПГ в принципе туманны. Слишком сложная ситуация сейчас на газовом рынке, констатирует аналитик «Тройки диалог» Валерий Нестеров. В июне предправления «Газпрома» Алексей Миллер предполагал, что «Ямал СПГ» заработает лишь в 2016–2018 гг.

Рынок занят

Главная проблема для всех новых СПГ-проектов – избыточное предложение и низкие цены на топливо. В 2009 г. основной потребитель газа на планете – США так сильно увеличили добычу и сократили импорт, что огромные потоки СПГ перенаправились в Европу и Азию и спотовые цены на газ упали в 2,3 раза (до $146 за 1000 куб. м, узел Henry Hub).

«Газпром» перенес запуск СПГ-завода на Штокмановском месторождении на три года – до 2015–2016 гг., хотя и рассчитывает, что цены на газ стабилизируются через год-два.

«Новатэк» консервативнее. «[Рост добычи] в США – это, конечно, не год и не два», – заметил в среду Михельсон. Плюс ко всему предстоящая зима в США обещает быть самой теплой за последние пять лет и ожидается очередное локальное снижение спроса на газ в стране, прогнозирует метеорологическая организация MDA Federal.

И все же у российского СПГ высокие перспективы, уверен Михельсон: спрос на газ в Европе и Азии будет расти, Россия займет заметную долю на этих рынках.

Оценить перспективы ямальского газа очень сложно: Россия опоздала с выходом на СПГ-рынок, другие страны ушли далеко вперед и, чтобы выдержать конкуренцию, нужно предлагать более привлекательные цены, уверен Нестеров, а проект «Ямал СПГ» обойдется минимум в $20 млрд.

Похожую оценку делал недавно заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Владимир Владимиров – $18–20 млрд. И все это не считая будущих операционных издержек по доставке СПГ с севера России на рынки Азиатского региона. Ведь самый крупный поставщик СПГ – Катар намного ближе к азиатскому потребителю, напоминает Нестеров.

Нужна поддержка

Сам «Новатэк» никаких цифр из проекта сжижения газа не раскрывает, только возможную мощность – 15 млн т СПГ в год (или чуть больше 20 млрд куб. м). Но компания уже начала готовиться к будущим поставкам топлива в Азиатско-Тихоокеанский регион: 14 августа «Новатэк» отправил из Мурманска экспериментальную партию конденсата в Китай не через Суэцкий канал, как обычно, а на восток по Северному морскому пути в сопровождении атомных ледоколов. Даже с учетом ледовой проводки денежная экономия на таком маршруте составит минимум 10–15%, надеется Михельсон. А экономия времени – 45%, груз будет в пути около 20 дней, считает гендиректор «Совкомфлота» Сергей Франк (танкер именно этой компании участвует в эксперименте, подробнее см. www.vedomosti.ru).

Ямальский СПГ сможет составить конкуренцию по цене топливу из Катара даже на китайском рынке, уверяет Михельсон, но прогнозов по цифрам не дает.

Сейчас мощности Катара по производству СПГ – почти 84 млрд куб. м в год, к концу 2010 г. будет 105 млрд куб. м. Это самый большой показатель в мире – 27% рынка (данные McGraw-Hill). Однако Катар приостановил все новые проекты вплоть до 2016 г., о чем заявил недавно министр нефти страны Абдулла бен Хамад аль-Атыйя. Ведь даже Катар не всегда выдерживает ценовую конкуренцию: например, в июле Китай вообще не стал покупать топливо из этой страны, сообщает Platts, предпочтя более дешевый СПГ из Австралии (примерно по $140 за 1000 куб. м, что, для сравнения, вдвое ниже средних цен «Газпрома» для Европы в первом полугодии).

По прошлогодним прогнозам «Газпрома», к 2015 г. мировой спрос на СПГ вырастет до 327 млн т (445 млрд куб. м), и это не самый пессимистический сценарий. А общие мощности по производству СПГ превысят к тому моменту 459 млрд куб. м, оценивает McGraw-Hill, и это без учета новых проектов «Новатэка» и «Газпрома».

«Ямал СПГ» будет полностью зависеть от государства, резюмируют эксперты. Выдержать ценовую конкуренцию и не потерять прибыль можно только при серьезной господдержке, считает Нестеров.

Рассчитывает на господдержку и Михельсон: в III–IV кварталах правительство должно принять комплексную программу освоения Ямала, в которой будут предусмотрены налоговые льготы для проектов на полуострове и расходы на развитие инфраструктуры.

О льготах просил уже и «Газпром». Но единого мнения у чиновников пока нет, говорит представитель правительства Дмитрий Песков. У Минэнерго, Минфина и Минэкономразвития совершенно разные позиции, договориться они должны к осени, надеется он, но в чем разница – не раскрывает.