Частная компания хочет купить в Белоруссии Су-27 на $1,5 млрд

Если сделка состоится, она станет крупнейшей в истории негосударственной закупкой боевых самолетов; ей может противодействовать Россия.
AFP PHOTO

Частная компания ECA Program планирует арендовать у Исландии законсервированную авиабазу в Кефлавике, закупить в Белоруссии две эскадрильи Су-27 на сумму до $1,5 млрд, и использовать их для тренировок ВВС различных стран, пишет Financial Times. По словам совладельца компании Мелвилла Катэ, предложением о тренировках своих пилотов в условиях, приближенных к боевым, с самолетами, сходными по характеристикам к состоящим на вооружении России и Китая, заинтересовались пять стран. Деньги на проект дали инвесторы с Ближнего Востока и из Азии, пояснил он.

Катэ рассказал газете, что у компании есть соглашение с «Белтехэкспортом» на закупку 15 Су-27 и опцион еще на 18 истребителей. Если сделка состоится, она станет самой крупной в истории закупкой боевых самолетов частным покупателем и первым случаем импорта крупной серии российских самолетов в страну НАТО. Официальные лица Исландии говорят, что правительство страны серьезно рассматривает предложение ECA и даже близко к предварительному одобрению сделки. Запланированы консультации с другими членами альянса.

В «Белтехэкспорте» FT не подтвердили сделку, хотя до того говорили, что информированы о ней. Но, по словам Катэ, российские истребители пройдут переоборудование в Белоруссии, первый самолет будет поставлен в октябре. Они не будут нести оружия на борту, а зону для тренировочных полетов вынесут из воздушного пространства Исландии.

Официальные представители "Сухого" и "Рособоронэкспорта" от комментариев отказались, причем представитель "Рособоронэкспорта" подчеркнул, что ему ничего не известно об этой сделке.

Однако источник в "Рособоронэкспорте" сомневается в ее реальности. Поддержание таких сложных и дорогих в эксплуатации машин, как Су-27, неизбежно потребует постоянной продажи запчастей из России и авторского надзора со стороны "Сухого", но российской стороне невыгодно помогать подготовке пилотов против своих гораздо более выгодных клиентов, купивших у нее новые истребители Су-27/30, говорит он. В такой подготовке могут быть заинтересованы, например, ВВС Пакистана (против Индии) или Тайваня (против Китая), а также ВВС США и стран НАТО против Китая, Венесуэлы или даже самой России. Кроме того, продажа Белоруссией всех своих Су-27/30 (а их у нее имеется около 20 единиц) оставит ВВС этой страны без наиболее ценных самолетов.

В истории закупки истребителей советского производства для тренировки против них западных пилотов были - в середине 90-х США купили у Молдавии 21 МиГ-29, в 2000-е гг Украина продавала свои Су-27 в США для тех же целей. Более того, и сама Россия в 90-е г. обучила двух японских летчиков пилотированию Су-27, японцам это было явно нужно чтобы познакомится с самолетом, который Россия продавала в Китай. Но сейчас Москва не только не пойдет сама на подобные сделки, но и окажет давление на те страны, которые попробуют продать еще советскую технику для таких целей, полагает источник.