"Газпром" не поспевает за конкурентами на новых рынках

«Газпрому» стоит приготовиться к очень жесткой конкуренции на мировом рынке газа: США могут сами заняться экспортом топлива, а поставлять газ в Китай собрался даже «Лукойл»

Сколько шума было в Европе по поводу того, как регион зависит от поставок газа из России, посетовал в пятницу премьер Владимир Путин на форуме в Сочи. «А мы от вас зависим, потому что [Европа] – это основной потребитель», – тут же добавил он. И хотя «Газпром» давно заявляет о планах завоевать новые рынки, эксперты предупреждают: Россия серьезно опоздала – конкуренция слишком высока. Если брать прогнозы по импорту газа на крупнейшие рынки сбыта – в Европу, Азию и США, то к 2015 г. они будут почти на 100 млрд куб. м меньше, чем планы главных экспортеров по поставкам (см. рисунок и www.vedomosti.ru). Планы импортеров будут меньше, даже если предположить, что к 2015 г. у России не появится новых СПГ-заводов и газопровода в Китай, а ее экспорт будет на уровне 2008 г.

В США без перспектив?

К 2020 г. за счет новых проектов по производству СПГ – на Штокмановском месторождении и на Ямале – «Газпром» планирует увеличить долю на рынке США с нынешних 0,5% до 5–10%, говорил год назад зампред правления концерна Александр Медведев. А это до 60 млрд куб. м газа в год, если брать нынешнее потребление Штатов.

Однако в последние две недели из США идут тревожные новости (тревожные для «Газпрома», говорит один из его сотрудников): операторы регазификационных терминалов, которые работают на прием СПГ с других континентов, получают разрешения на реэкспорт этого топлива.

Последней с такой инициативой выступила компания Sempra, попросившая энергокомиссию США предоставить право на реэкспорт газа с луизианского терминала Cameron – до 7 млрд куб. м в течение двух лет. Главная причина – переизбыток предложения на рынке США и слишком низкие цены. А ведь еще весной «Газпром» подписал с Sempra соглашение о поставке СПГ как раз на этот терминал.

Похожее разрешение в сентябре получила Cheniere Energy. Причем не только на реэкспорт СПГ, но и на сжижение местного топлива на терминале Sabine Pass. Планы Cheniere по экспорту – до 16 млн т СПГ в год (около 22 млрд куб. м) с 2015 г. в течение 30 лет, сообщает Natural Gas Intelligence. И это, по мнению аналитиков Reuters, говорит о том, что США могут превратиться из импортера в экспортера СПГ.

Американские чиновники пока лишь отмечают, что потребности страны в импортном СПГ снижаются: слишком сильно растет внутреннее производство, в том числе за счет добычи сланцевого газа (из июльского отчета управления энергетической информации минэнерго США, EIA).

В 2009 г. США импортировали на 29% больше СПГ, чем годом ранее (около 12 млрд куб. м), гласят данные EIA, но в 2008 г. был пятилетний минимум. Мощности регазификационных терминалов тогда были загружены в среднем на 11%, а чистый импорт газа обновил 15-летний минимум. Добыча сланцевого газа в США и дальше будет расти (к 2015 г. она может удвоиться, составив 109 млрд куб. м). Поэтому EIA и снижает прогноз по потребности США в импортном СПГ. Того же мнения эксперты Bentek Energy, на которых часто ориентируется минэнерго США: добыча газа из нетрадиционных источников снизила потребности Штатов в СПГ, уничтожив шансы поставщиков с других континентов на серьезный рост импорта, отмечается в их недавнем обзоре.

Как американские игроки – Sempra и Cheniere – оценивают перспективы «Газпрома» в США, их представители не ответили. Получить комментарии представителя «Газпрома» в выходные не удалось.

Китай – перспективный, но капризный

Самыми быстрорастущими потребителями газа в мире становятся Китай и Индия (прежде всего Китай). Но уже сейчас за китайский рынок идет жесткая конкуренция.

В 2008 г. Китай импортировал 8 млрд куб. м газа (данные BP), но уже к 2015 г. цифра может вырасти до 59 млрд (оценки EIA). Это докризисный уровень поставок «Газпрома» двум крупнейшим клиентам в ЕС – Германии и Италии. Однако Китай делает ставку на Центральную Азию: в 2011 г. он ждет оттуда 17 млрд куб. м топлива, сообщил в пятницу Reuters со ссылкой на заявление CNPC. А ряд регионов Китая могут принимать СПГ, и поставщики этого топлива развернули ценовую борьбу за клиента. В июле, по данным Platts, Китай смог купить самую дешевую партию СПГ из Австралии – примерно по $145 за 1000 куб. м. Для сравнения: средняя цена «Газпрома» в долгосрочных контрактах с европейцами сейчас около $280 за 1000 куб. м (прогноз на год – $308), а средние спотовые цены на американском Henry Hub в июле – $170, в августе – $159.

По состоянию на прошлый год было известно о девяти проектах КНР по строительству регазификационных терминалов общей мощностью до 38 млрд куб. м в год (без учета планов по расширению), которые помогают проектировать будущие поставщики топлива: Австралия, Катар, Тринидад и Тобаго, Индонезия и Малайзия.

В пятницу стало известно, что «Лукойл» до конца сентября намерен подписать с Китаем соглашение о поставках газа из Средней Азии. Об этом заявил президент компании Вагит Алекперов. Деталей он не раскрыл (как и представители «Лукойла»), но чиновник Минэнерго говорит, что соглашение планируется заключить в рамках готовящегося визита президента Дмитрия Медведева.

«Газпром» тоже собирается подписать договор с КНР в рамках этого визита – в продолжение протокола с CNPC, который был заключен в 2006 г., говорил менеджер концерна. «Газпром» рассчитывает договориться о цене и начать проектировать газопровод «Алтай» до северных регионов Китая мощностью до 30 млрд куб. м в год. Но именно цена была камнем преткновения последние четыре года.

«Газпром» может выйти на новые рынки и удержать нынешних клиентов, отмечает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин, но тогда нужно забыть про давний принцип концерна: лучше держать высокую цену, чем наращивать объемы, давая скидки. В начале сентября тем же вопросом – что выгоднее – задался и Путин. Но тогда он отметил: : «[«Газпром» считает] что им лучше жестко держать позицию в рамках заключенных долгосрочных контрактов <…> И нужно дать им возможность пройти этот путь».

«Газпром» достаточно последовательно идет по пути завоевания новых рынков, и его нынешняя ценовая политика в целом позволяет это делать, – говорит пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. – Но эта политика, естественно, не является догмой и может поменяться в зависимости от обстоятельств».