"Роснефть" и CNPC торжественно начали проект, буксовавший несколько лет

Россия и Китай торжественно вспомнили о крупнейших проектах, которые буксовали последние несколько лет, и заложили первый камень будущего НПЗ «Роснефти» и CNPC стоимостью $5 млрд
С.Портер

Вице-премьер Игорь Сечин и его китайский коллега Ван Цишань заложили первый камень будущего НПЗ, который вместе построят «Роснефть» и китайская CNPC. Проект будет разбит на два этапа, передает слова Сечина «Интерфакс». Сначала будет построен завод, инвестиции в него составят $5 млрд, отметил вице-премьер. «Роснефть» сообщила, что мощность НПЗ будет 13 млн т в год, строительство должно завершиться в 2015 г.

Китай

Мощность НПЗ – 8,635 млн барр. в день на конец 2009 г. (около 430 млн т в год, данные BP); в 1,5 раза больше российских. Общая сеть АЗС – около 80 000 (данные Reuters).

Все торжества проходили вчера в Тяньцзине («небесный брод» в переводе с китайского), это город на северо-востоке Китая, примерно в 100 км от Пекина, на берегу Бохайского залива Тихого океана. Население сопоставимо с Москвой.

На втором этапе, по словам Сечина, будет создана сеть из 500 автозаправок на севере КНР. «Будем надеяться, что АЗС, украшенные логотипами CNPC и «Роснефти», станут для граждан Китая воплощением дружбы и сотрудничества двух стран», – заметил вице-премьер. Инвестиции в этот этап он не назвал (как и «Роснефть»). А его представитель уточняет, что в дальнейшем сеть может увеличиться до 1000 заправок.

Для сравнения: в Москве сейчас около 720 общественных АЗС и их явно не хватает, отмечает президент Межрегиональной топливной ассоциации Евгений Аркуша (вместе с областью – около 2200). Строительство 500 новых заправок обошлось бы в российской столице минимум в $1 млрд.

Как «Роснефть» и CNPC поделят затраты, не раскрывается. Хотя президент «Роснефти» Эдуард Худайнатов заявил, что как раз вчера подписаны основные условия ТЭО завода. План по инвестициям будет утвержден в ближайшее время, отметил Сечин. А Ван Цишань добавил, что по некоторым проектам Россия и Китай выходят на «важную стадию прорыва». И он лично надеется, что проект НПЗ будет реализован в течение ближайшей пятилетки – т. е. как раз к концу 2015 г.

Впрочем, одна пятилетка для этого проекта уже прошла. Еще в марте 2006 г. «Роснефть» и CNPC подписали соглашение об основных принципах создания совместных предприятий в России и Китае (см. также врез). СП для строительства китайского НПЗ и сети из 300–500 АЗС было создано в конце 2007 г. Оно называется «Китайско-российская восточная нефтехимическая компания»; 51% – у CNPC, 49% – у «Роснефти». Тогда предполагалось, что стоимость НПЗ составит около $3 млрд, а заработает он в 2011 г. Но проект много лет буксовал.

Китай – очень перспективный рынок, это второй по величине потребитель нефтепродуктов в мире (после США). Однако почти 90% всех перерабатывающих мощностей – у подконтрольных государству Sinopec и PetroChina («дочка» CNPC). В переработке и маркетинге работают также ExxonMobil и Aramco, АЗС есть у Shell, BP и ExxonMobil (данные Reuters). Но только у Sinopec и PetroChina есть лицензии на импорт и экспорт нефтепродуктов, хотя КНР обещает либерализовать рынок с 2004 г.

Кроме того, есть как минимум еще два риска на рынке Китая, отмечает аналитик Банка Москвы Денис Борисов. Во-первых, ожидается очень жесткая конкуренция, что может сказаться на рентабельности нового СП «Роснефти»: в ближайшие пять лет Китай, по данным Reuters, планирует рост нефтеперерабатывающих мощностей на 2,84 млн барр. в сутки (141 млн т в год, почти на треть больше нынешних). Кроме того, в КНР есть ценовое регулирование, в том числе на валютном рынке и рынке нефтепродуктов, добавляет Борисов. Причем правила часто меняются. Так, в марте французская Total объявила, что приостанавливает обсуждение своих инвестиций в Китай, поскольку для нее нет ясности, какую рентабельность дает нефтепереработка. По данным Sinopec, в I квартале этого года доходность ее переработки была на уровне $4,4/барр. – в 1,8 раза меньше, чем год назад. Это ниже, чем в России (около $10), отмечает Борисов, но выше, чем в Европе, где доходность переработки составляет сейчас в среднем $0–2/барр.