Статья опубликована в № 2727 от 08.11.2010 под заголовком: Гарантия взлета

С 2012 г. авиакомпании будут спасать себя сами

Бюджет больше не будет платить за перевозку пассажиров обанкротившихся авиакомпаний. С 2012 г. перевозчики сами начнут формировать специальный гарантийный фонд, решил Минтранс. За три года авиаторы должны собрать 3 млрд руб.
Д. Гришкин

Минтранс решил создать гарантийный фонд после банкротства ряда авиакомпаний – «Красэйр», «Домодедовских авиалиний», «Дальавиа», «КД авиа», «Заполярья», «Амурских авиалиний», объяснил «Ведомостям» замминистра транспорта Валерий Окулов. В прошлые годы пассажиры проблемных компаний перевозились за счет бюджета. Но если в 2009 г. на эти цели было заложено 5 млрд руб., то в 2011 г. будет всего 300 млн руб., а затем субсидирование и вовсе будет отменено, указывает чиновник: Минфин больше не хочет давать гарантий (получить комментарии представителя министерства не удалось).

С 2012 г. начнет действовать фонд, полностью сформированный из средств авиаторов, говорится в разработанном Минтрансом проекте закона «О гарантировании исполнения договоров воздушной перевозки пассажиров» (текст см. на www.vedomosti.ru). Управляться фонд будет некоммерческой организацией, в которую обязаны вступить все авиакомпании, занимающиеся регулярными перевозками. В противном случае Росавиация запретит их деятельность (поправки будут внесены и в Воздушный кодекс). Чартерные перевозки под этот закон не подпадут, подчеркивает Окулов: здесь все риски обычно страхуют туроператоры.

За три года авиаторы соберут 3 млрд руб., прикидывает Окулов. Размер ежемесячного взноса будет рассчитываться исходя из пассажирооборота на регулярных рейсах (число пассажиров умножается на протяженность маршрута).

За январь – сентябрь 2010 г. пассажирооборот всех российских компаний – 112 млрд пассажиро-километров (включая чартеры). На «Аэрофлот» пришлось 23,2% (с учетом «дочек» – 26,6%), «Трансаэро» – 17,2%, «Сибирь» – 7% (с учетом «Глобуса» – 9%), «Ютэйр» – 5,5%.

«Гиря социальной ответственности повиснет на крупных и наиболее финансово успешных авиакомпаниях», – отмечает аналитик «Авиапорта» Олег Пантелеев. Но это их собственная подстраховка – ведь в экстренных случаях именно они перевозят пострадавших пассажиров, парирует Окулов. Авиаторы не в восторге, признает он, но нагрузка будет небольшой – например, при средней стоимости билета из Москвы в Екатеринбург и обратно в 6000 руб. в фонд надо будет заплатить 60 руб.

«Аэрофлот» уже привык всем помогать, говорит представитель компании, напоминая про перевозку пассажиров «Дальавиа» и «КД авиа». «Любое дополнительное обложение авиакомпаний денежными обязательствами – плохое дело, – категоричен гендиректор «Ютэйр» Андрей Мартиросов. – После двух тяжелых лет авиаотрасль только начала оживать». Представитель «Трансаэро» от комментариев отказался.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать