«Видео интернешнл» будет по-прежнему продавать рекламу на «Первом канале»

С 2011 г. по закону «О рекламе» доля продавца ТВ-рекламы не должна превышать 35% рынка. Сейчас крупнейший селлер «Видео интернешнл» (ВИ) контролирует 70% рынка. И хотя закон будет соблюден, фактически расстановка сил на ТВ-рынке в следующем году останется прежней
С. Николаев

Перед праздниками сразу три российские телекомпании – «Первый канал», ВГТРК и ТВЦ – объявили итоги конкурса по выбору продавца рекламы: обслуживанием «Первого» и дальше займется ВИ, продавать рекламу на каналах ВГТРК будет ее собственная «дочка» «РТР-медиа», а на ТВЦ – прежний партнер канала агентство «Алькасар».

Проведение тендера для каналов с госучастием стало обязательным после принятия поправок в закон «О рекламе», которые ограничили долю одного селлера на рынке 35%. Единственный продавец, подпадающий под это определение, – ВИ, которая в 2008–2009 гг. размещала более 70% ТВ-рекламы в стране (оценка ФАС). Нововведения обрушат рынок рекламы и в первую очередь госканалы недосчитаются рекламы на сотни миллионов долларов, предупреждали тогда партнеры ВИ. Представители «Газпром-медиа» (рекламу на его каналах НТВ и ТНТ продает собственный сейлз-хаус), напротив, утверждали, что усиление конкуренции и появление новых продавцов оздоровит рынок.

ВИ пострадала в первую очередь из-за Михаила Лесина, который вызвал недовольство президента Дмитрия Медведева и осенью 2009 г. был уволен с поста его советника, рассказывали ранее «Ведомостям» руководитель одной из телекомпаний и источник в администрации президента. Чтобы нейтрализовать действие поправок, ВИ прежде всего сменила владельцев. Лесин, один из основателей ВИ, еще несколько лет назад официально вышел из состава акционеров ВИ, но продолжал поддерживать бывших партнеров. В итоге ВИ в апреле этого года была продана структурам банка «Россия» Юрия Ковальчука, которого считают «доверенным» бизнесменом Кремля.

Затем руководители телеканалов добились согласия ФАС на то, чтобы селлер мог их консультировать по вопросам, не затрагивающим цены на рекламу.

В результате ВИ продолжит сотрудничать по крайней мере с тремя крупнейшими своими партнерами (на них приходится совокупно 58% национального рынка рекламы): с «Первым каналом» – как продавец, а с ВГТРК и CTC Media – как консультант. «Некоторым участникам рынка удалось обойти ограничение в 35%, – говорит гендиректор «Алькасара» Петр Рыбак. – Новых самостоятельных структур на рынке не появилось, большинство так называемых новых селлеров – это фактически «кассовые окошки», принимающие рекламные бюджеты на условиях, продиктованных прежними игроками».