Война "Газпрома" с Украиной аукнулась "Роснефти"

Экономический конфликт двухлетней давности позволил американскому конгрессмену поставить под сомнение сделку "Роснефти" с BP.
М.Стулов

Американский конгрессмен-демократ Эдвард Марки направил министру финансов США Тимоти Гайтнеру запрос о немедленном начале расследования обмена активами между "Роснефтью" и ВР по признакам угрозы национальной безопасности США. Свидетельств такой угрозы "абсолютно достаточно", считает представитель новоанглийского Массачусетса: российские госкомпании продемонстрировали всему миру готовность "прекращать поставки энергии во время конфликтов". В своем письме Марки ссылается на ход газовой войны "Газпрома" и украинского "Нафтогаза" в начале 2009 г., и напоминает администрации Барака Обамы, что BP - крупнейший поставщик горюче-смазочных материалов для армии США.

Марки известен как один из самых яростных критиков BP после аварии на Deepwater Horizon и как сторонник законопроекта об ужесточении ответственности за последствия разливов нефти, однако выбранная им линия атаки сделки на $7,8 млрд, о которой "Роснефть" и ВР объявили на прошлой неделе, не стала неожиданной для наблюдателей. Конгрессмен призвал администрацию США провести аналогичное расследование еще 15 января, но его предложение осталось без ответа и комментариев. Минфин, по видимому, также не торопится реагировать на письмо конгрессмена.

Прецеденты ограничения США деятельности компаний с российским участием в чувствительных для нацбезопасности областях есть. К примеру, в прошлом году комиссия по ядерному регулированию США одобрила приобретение АРМЗ контрольного пакета в компании

Uranium One с уранодобывающими активами в Казахстане, США, ЮАР и Австралии. Но экспортировать уран с месторождений США АРМЗ и Uranium One было запрещено.

Масштабное соглашение о сотрудничестве "Роснефти" и BP предполагает взаимный обмен акциями, в результате которого "Роснефть" получит 5% обыкновенных акций ВР в обмен на 9,5% собственных. Вице-президент «Роснефти» Питер О’Брайен не исключает наращивания доли в британской компании. Также стороны договорились о совместной разведке и добыче углеводородов на трех Восточно-Приновоземельских участках на российском шельфе Арктики.

"Газовая война" в 2009 г. продлилась 19 дней. "Газпром" потерял за это время около $2 млрд выручки и понес с трудом поддающиеся учету имиджевые потери. Перебои с транзитом возникли исключительно по вине украинской стороны, настаивает «Газпром». В 2008 г. «Нафтогаз» и «Газпром» не договорились о контракте, с 1 января 2009 г. газ перестала получать Украина, с 7 января Россия осталась без транзита в ЕС, а половина Европы — без газа. Пострадали 18 стран. Словакия и Венгрия вводили чрезвычайное положение, в Приднестровье жгли мобилизационный запас дров. Соседи, связанные трубой, помогали друг другу: например, Чехия брала топливо у главного конкурента «Газпрома» — Норвегии — и поставляла Словакии.