На месторождение Требса и Титова появился новый претендент

«Башнефть» еще в начале января должна была получить лицензию на месторождения им. Требса и Титова, но правительство до сих пор не подписало нужные бумаги. А между тем на часть месторождения Титова может претендовать «Севергеология», принадлежащая Николаю Богачеву и «Татнефти»

Если разные игроки работают на одном месторождении, российское законодательство предусматривает «согласованную технологическую схему [разработки] с привлечением координатора», отмечает Кудрявцева, таким координатором может стать любая из компаний (по «Положению о порядке лицензирования...», см.www.vedomosti.ru). Так что «Севергеология» может рассчитывать на участие в разработке месторождения Титова вместе с компанией, которая получит лицензию на него, заключает она. Должен быть единый технологический проект – с распределением инвестиций в разведку и инфраструктуру на обоих участках, отмечает Богачев. Начались ли переговоры с «Башнефтью», в том числе о «связке» месторождений, он комментировать не стал, отметив, что в декабре подписал соглашение о конфиденциальности с АФК «Система».

Два пути для государства

Первый вариант – одно месторождение, два игрока: «Разработка одного месторождения полезного ископаемого разными пользователями недр должна проводиться по согласованной технологической схеме, исключающей нерациональное использование недр. Координация действий пользователей недр возлагается по их решению на одно из предприятий, которому другие предприятия доверяют исполнение функций координатора. Указанное условие фиксируется в лицензиях на право разработки этого месторождения» («Положение о порядке лицензирования пользования недрами», п. 6.3.). Второй вариант – два месторождения, один игрок: «Допускается одновременное предоставление нескольких лицензий на право добычи полезных ископаемых по группе близрасположенных месторождений одному заявителю, если экономически рентабельной является только общая разработка указанных месторождений одним предприятием» (п. 6.5. того же положения).

Совет юриста

Никаких последствий для Белого дома нарушение срока по выдаче лицензии не несет, отмечает Смирнов, хотя у «Башнефти» есть право обратиться в суд с требованием принудить правительство принять постановление.

ЗАО «Севергеология»

Создано в 2002 г. Акционеры – по 50% у «Татнефти» и Kirkstall Ventures Ltd. (входит в холдинг Young Energy Prize Николая Богачева). Активы – лицензии на разведку Ямботинского и Западно-Ефремовского участков в НАО; извлекаемые запасы – 9,905 млн т нефти (оценка Miller & Lents, по данным Young Energy Prize). Финансовые показатели не раскрываются.

ОАО «АНК «Башнефть»

нефтяной холдинг. Капитализация – $8,8 млрд (РТС). Основные акционеры – АФК «Система» (61,29% голосов), «Система-инвест» (25% голосов). Запасы – 379,9 млн т (ABC1 + C2 на конец 2009 г.), по оценке Miller & Lents – 1,795 млрд барр. (доказанные). Выручка (МСФО, 9 месяцев 2010 г.) – $9,75 млрд, Чистая прибыль – $857 млн.

Еще 2 декабря конкурсная комиссия по Требса и Титова рекомендовала передать лицензию на участки единственному претенденту – «Башнефти». По закону о недрах постановление правительства (с решением по лицензии) должно было появиться в течение 30 дней, говорит партнер Baker & McKenzie Иван Смирнов. Но его до сих пор нет. И в чем причина, не ясно.

Представитель правительства от комментариев отказался. Его коллега из Минприроды говорит, что «продолжается процедура согласования документа», временных ограничений для этого нет. «Башнефти» о каких-либо проблемах не известно, добавляет представитель компании: «На наш взгляд, вопрос носит технический характер».

А между тем на разработку как минимум части месторождения Титова может претендовать другая компания – «Севергеология», по 50% которой контролируют «Татнефть» и холдинг Богачева Young Energy Prize (YEP).

В 2010 г. «Севергеология» открыла Ямботинское месторождение в НАО на одноименном участке, который граничит с Титова на севере. И тогда же выяснилось, что «залежи нефти пластов нижнего девона [глубина – 4100–4300 м] месторождения им. Титова, возможно, выходят на Ямботинский лицензионный участок». Об этом говорится в декабрьском заключении экспертной комиссии ГКЗ. А 12 января замруководителя Роснедр Петр Садовник рекомендовал утвердить это заключение. Выдержки из обоих документов есть у «Ведомостей», их подлинность подтвердила пресс-секретарь YEP Юлия Кудрявцева. Ее коллега из Роснедр оставил вопросы «Ведомостей» без ответа.

Слово «возможно» в заключении ГКЗ – распространенная практика, связка месторождений, очевидно, есть, уточняет чиновник Минприроды: обязательств доказывать это нет ни у кого, но предполагается, что сделает это «Севергеология», потому что участок ее. По словам Богачева, компания до конца 2012 г. планирует пробурить разведочную скважину «на связке» – чтобы иметь подтверждение для ГКЗ. Затраты на скважину он оценивает примерно в $20 млн.

Ориентировочная площадь части Титова на Ямботинском участке – 4,14 кв. км, говорит Кудрявцева. А запасы могут быть весьма значительны, считает Богачев, но цифр не раскрывает: «Севергеология» пробурила две поисковые скважины намного южнее границы с месторождением Титова (вложив около $60 млн). Пока что извлекаемые запасы Ямботинского – 7,24 млн т, геологические – 36,18 млн т (С1 + С2, данные ГКЗ). Извлекаемые запасы Титова – 57,59 млн т (а вместе с Требса – больше 140 млн т).

Пока у «Севергеологии» лишь поисковая лицензия на Ямботинский участок до 2013 г.; но в декабре его запасы поставлены на госбаланс и компания ждет, что в течение трех месяцев ей выдадут добычную лицензию, говорит Кудрявцева: рисков «Севергеология» здесь не видит. Но они возможны, предупреждают юристы. Вариант, который описывает «Севергеология», не единственный, отмечает Смирнов: добычная лицензия на Ямботинское может и не достаться компании, если государство решит, что оба месторождения – Ямботинское и Титова – «экономически рентабельно» разрабатывать одним предприятием, «Башнефтью». Положение о лицензировании это допускает, отмечает он, но только если доказать, что самостоятельная разработка Ямботинского месторождения «Севергеологией» экономически нецелесообразна.

Если договориться с «Башнефтью» не удастся, акционеры «Севергеологии» могут продать ей актив, рассуждает аналитик Банка Москвы Денис Борисов.

«Переговоры о продаже не ведутся, но мы не исключаем их возможности», – говорит Кудрявцева. Ее коллега из «Татнефти» в выходные не стал это комментировать. А представители «Системы» и «Башнефти» уверяют, что «Севергеология» ни с какими предложениями к ним не обращалась.