Минпромторг хочет пустить 71,4 млрд руб. на возрождение тяжелого машиностроения

Минпромторг предлагает потратить 71,4 млрд руб. на возрождение тяжелого машиностроения. Иначе за 6–8 лет доля импорта в отрасли достигнет 90%

Стратегию развития тяжелого машиностроения до 2020 г. (копия есть у «Ведомостей») Минпромторг утвердил 9 декабря, рассказал его представитель. Вклад отрасли в ВВП – всего 1,2% в 2009 г., но она очень важна для экономики: ее потребители (нефтегазовый и горнодобывающий комплексы, металлургия) обеспечивают более 80% поступлений в бюджет и экспорта, следует из документа. Он появился вслед за стратегиями развития заказчиков отрасли, говорит представитель Минпромторга: металлургии, ТЭКа, транспорта.

Ситуация в машиностроении критична, признает Минпромторг: «За последние годы российские предприятия стремительно теряли свои позиции как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Существует тенденция к практически полному вытеснению российских производителей». Импорт в отрасли с 2003 по 2008 г. вырос в 8,5 раза. Если в 2003 г. он превышал экспорт в 5,2 раза, то в 2008 г. – уже в 8, и отечественные предприятия были загружены лишь на 30%. Более четверти компаний отрасли убыточны и не могут инвестировать в свое развитие. Основные проблемы – технологическое отставание, износ оборудования, низкая конкурентоспособность.

Если ничего не предпринимать, то через 6–8 лет доля импорта вырастет до 90% и в отрасли наступит коллапс. Но есть другие сценарии: инновационный, с непрерывной господдержкой (см. врез на стр. 08) – и ограниченная поддержка. Он и лег в основу стратегии.

Государство должно будет поддерживать инновации в машиностроении до 2015 г., а далее отрасль будет развиваться на основе этого задела, и к 2020 г. доля импорта сократится до 43,2% (63% в 2010 г.).

Опрошенные «Ведомостями» потребители подтверждают эти цифры. На отечественные предприятия приходится 35–40% закупаемого НЛМК оборудования, говорит представитель комбината, остальное не производится в стране. Ревякинский металлопрокатный завод при своей модернизации около 30% оборудования закупал у отечественных машиностроителей, передал через пресс-службу гендиректор Игорь Шищук: за рубежом в первую очередь приходится покупать то, что не производят наши предприятия. Иногда выбор в пользу иностранного оборудования обусловлен тем, что оно превосходит российское в энергоэффективности (в среднем на 18%) и экологичности, отмечает Шищук. По его мнению, модернизация машиностроительного комплекса необходима, так как импортное оборудование в разы дороже отечественных аналогов.

Спасать машиностроение решено так: субсидировать ставки по кредитам на техническое перевооружение, подправить таможенные пошлины, за счет бюджета софинансировать НИОКР (до 50%) и важнейшие инновационные проекты. Также Минпромторг хочет проработать вопрос создания СП с мировыми лидерами отрасли.

Это будет стоить 71,4 млрд руб. Из них 27,9 млрд выделит бюджет (в основном на НИОКР и субсидии), остальное – средства предприятий и кредиты (на модернизацию производственных мощностей).

Стратегия пока не согласована с Минфином в части субсидий на технологическое перевооружение, сообщил его представитель, в остальном возражений нет. Она будет согласована с заинтересованными ведомствами и начнет работать в ближайшее время, уверен представитель Минпромторга.

«Машиностроение находится в упадке и нуждается в помощи государства, пожалуй, больше всех, поэтому хорошо, что такая стратегия появилась, – говорит заместитель гендиректора «Тяжмаша» Дмитрий Трифонов. – Почти 20 лет российские предприятия экономили на модернизации оборудования, работая на том, что осталось еще с советских времен. Предприятия стояли без заказов, и денег на развитие не было. Чтобы вернуть прежние позиции, отечественным машиностроителям нужен толчок». Если документ заработает, а не останется на бумаге, предложенные в нем меры должны вывести отрасль из кризиса, верит топ-менеджер другой машиностроительной группы.

Больше всего отрасль нуждается в бюджетном софинансировании НИОКР, считает Трифонов, а также в экспортном финансировании, поддержке при госзакупках. Зарубежный опыт показал высокую эффективность экспортного финансирования, отмечает он. Об этом написано и в стратегии, где в качестве примера приводится кредит Exim Bank of China «ВТБ лизингу» через ВТБ – $240 млн на рефинансирование затрат на покупку 30 буровых установок китайского производства (эта сделка вызвала вопросы миноритарных акционеров ВТБ, считающих цену буровых завышенной; до сих пор не все установки сданы в лизинг, глава «ВТБ лизинга» ушел в отставку, а президент ВТБ Андрей Костин называл сделку «не совсем убитой». – «Ведомости»).

Во II квартале Минпромторг собирается добиться изменений в бюджет и утвердить подпрограмму «Развитие российского тяжелого машиностроения на 2012–2016 гг.» (копия есть у «Ведомостей»). Она уже разработана и проходит согласования.

Подпрограмма рассчитана на 72 млрд руб., из них 29 млрд – бюджетные. Все эти инвестиции вернутся за 8,7 года, сказано в документе, а бюджетный эффект от реализации программы составит 165 млрд руб.