У ТНК-BP может поменяться российский акционер

Альянс ВР и «Роснефти», объявленный в прошлом месяце, может стать еще крепче. Как стало известно «Ведомостям», «Роснефть» может стать партнером британцев и в их главном российском проекте – ТНК-ВР

О том, что консорциум «Альфа» – Access – «Ренова» (ААР) может продать «Роснефти» или государству свою долю в ТНК-ВР, «Ведомостям» рассказали четыре источника. Это люди, близкие к ТНК-ВР, руководителям «Роснефти» и российскому правительству. Окончательные договоренности еще не достигнуты, отмечают они, не определена и схема возможной сделки. По словам двух из собеседников, обсуждается возможность обмена бумаг ТНК-ВР на акции «Роснефти» полностью или с доплатой, акции госкомпании будут взяты из пакета «Роснефтегаза» (владеет 75,16% «Роснефти»), а значит, акционером ТНК-ВР станет именно «Роснефтегаз». Другой вариант – выкуп доли ААР «Роснефтью». «Руководству компании сказали готовиться к покупке доли российских акционеров ТНК-ВР», – говорит знакомый президента «Роснефти». Госхолдинг может получить даже контрольный пакет, выкупив кроме доли российских акционеров еще 1% акций у ВР, не исключает другой собеседник «Ведомостей». Представители «Роснефти» и ВР отказались комментировать эту информацию. А исполнительный директор ААР Стэн Половец опроверг «Ведомостям» возможную продажу доли ААР в ТНК-ВР.

Выход ААР из проекта ТНК-ВР в обмен на долю в «Роснефти» и деньги действительно обсуждается, но все осложнилось, когда консорциум попросил лондонский суд приостановить сделки госкомпании с ВР, рассказывает инвестбанкир, знакомый с руководством ААР и «Роснефти». Консорциум хотел бы получить премию к рыночной капитализации компании, назывались оценки до $60 млрд за всю ТНК-ВР, но руководители «Роснефти» не только не готовы платить премию, но и считают, что должен быть дисконт, рассуждает он.

Вторая попытка

Аналогичную схему несколько лет назад пытался реализовать «Газпром», отмечает один из собеседников «Ведомостей». Монополия много лет хотела получить контроль над ТНК-ВР, но до 2008 г. у акционеров холдинга действовал мораторий на продажу бумаг. После того как ограничения были сняты, монополия договорилась с ВР о покупке 1% ТНК-ВР и одновременно предложила российским владельцам холдинга выкупить их долю за $20 млрд, рассказывали «Ведомостям» источники, близкие к руководству «Газпрома» и «Альфа-групп». Монополия хотела создать с ВР глобальный альянс, в котором компаниям будут принадлежать доли в активах друг друга, а также в совместном предприятии ТНК-ВР (контроль – у «Газпрома», ВР – управляющий партнер), говорится в опубликованных на днях материалах Wikileaks. То, что такая сделка действительно планировалась, вчера подтвердил «Ведомостям» источник, близкий к ВР.

Но она так и не состоялась – помешал вице-премьер и председатель совета директоров «Роснефти» Игорь Сечин, следует из документов Wikileaks. «Сечин рассматривает экспансию «Газпрома» в нефтяном секторе через приобретение российской половины ТНК-ВР как угрозу положению «Роснефти» как чемпиона России по нефти и блокирует сделку и весь процесс создания партнерства «Газпром» – ВР», – говорится в опубликованной дипломатической переписке. Но об идее создания глобального альянса с российской госкомпанией ВР не забыла, сейчас эту схему компания рассчитывает реализовать вместе с «Роснефтью», говорит источник, близкий к ТНК-ВР.

Денег хватит

«Роснефть» вполне может позволить себе большую покупку, считает аналитик Банка Москвы Денис Борисов: на конец III квартала чистый долг компании составил $13,95 млрд, или около 0,73 от прогнозной годовой EBITDA. «Это незначительная долговая нагрузка, компания с легкостью сможет занять еще порядка $25 млрд», – говорит аналитик. Но этого может не хватить: российские акционеры оценивают ТНК-ВР в $60 млрд, рассказывали ранее «Ведомостям» источники, близкие к ВР и руководству «Альфа-групп». Это больше чем на треть выше рынка, говорит Борисов: исходя из вчерашних котировок в РТС «ТНК-ВР холдинг» (объединяет российские активы группы) стоит $44,7 млрд.

Если обмен пройдет по текущей капитализации компаний, то для «Роснефти» это будет просто феерическая сделка, потому что ТНК-ВР недооценена, отмечает управляющий партнер «Дашевский и партнеры» Стивен Дашевский. По его мнению, оценка компании для такой сделки должна быть $50–60 млрд с учетом размера пакета.

Даже исходя из текущей капитализации ТНК-ВР за 50% компании можно получить 24,2% «Роснефти». Если ТНК-ВР оценят в $50 млрд, эта доля вырастет до 27%, а при оценке в $60 млрд ААР может получить уже 32,5% госкомпании. По мнению одного из источников «Ведомостей», ААР вряд ли отдадут больше 10% «Роснефти», остальное – деньгами.

Обмен долями стал бы неплохим сигналом и с точки зрения консолидации отрасли, сделка закрыла бы вопросы с непонятной структурой ТНК-ВР и постоянными конфликтами между ее акционерами, наконец, сотрудничество ВР и «Роснефти» стало бы еще более тесным, перечисляет Дашевский достоинства возможной сделки. ТНК-ВР помогла бы «Роснефти» и в операционном плане: у российско-британского СП много интересных проектов, компания хорошо управляется, платит самые высокие в отрасли дивиденды – это просто «кэш-машина», говорит Дашевский.

Сделка с ТНК-ВР позволит «Роснефти» на 25–30% увеличить доказанные запасы (до 17–18 млрд баррелей по методике SEC) и окончательно закрепить за собой позиции мирового лидера по этому показателю, добавляет Борисов. Суточная добыча нефти вырастет с 2330 до 3100 баррелей (у ближайшего российского конкурента, «Лукойла», – около 2000 баррелей в день, у Exxon Mobil – 2400 баррелей, BP – 2300 баррелей), отмечает Борисов. EBITDA может вырасти с $19 млрд до $24 млрд, что сопоставимо с ConocoPhillips (у «Лукойла» – около $15 млрд, у Exxon – $67 млрд, у Chevron – $45 млрд), говорит аналитик.

Все в суд

Начало судебных разбирательств ААР и ВР может быть связано с торгом вокруг суммы возможной сделки, предполагает Борисов. Один из собеседников «Ведомостей» говорит, что продажа доли ААР в ТНК-ВР начала обсуждаться еще до того, как консорциум попытался через суд приостановить создание альянса ВР и «Роснефти».

Об этой сделке компании договорись почти три недели назад. Ее основа – взаимное владение акциями (9,53% «Роснефти» на 5% ВР) и создание СП для работы на российском арктическом шельфе. Сделку одобрил премьер-министр Владимир Путин и поддержал президент Дмитрий Медведев, бумаги были подписаны в присутствии Сечина в Давосе. Но консорциум ААР заявил, что сотрудничество «Роснефти» и ВР противоречит условиям их акционерного соглашения с ВР, и обратился в Высокий суд Лондона с просьбой заморозить все сделки. Суд поддержал ААР и приостановил создание альянса до 25 февраля или до решения стокгольмского арбитража. Именно там – по соглашению между ВР и ААР – и должны решаться все споры компаний. Слушания начнутся уже на следующей неделе, все документы готовы, но пока не поданы, говорит источник, близкий к ВР. Заключение мирового соглашения он исключает. Если и будут какие-то сделки, то только после суда, считает он.