«Газпром» готов согласиться на новые скидки для европейских клиентов

Кризис для «Газпрома» будет продолжаться еще минимум год. Но концерн стал лояльнее к главным, западноевропейским, клиентам: он снова готов пойти им на уступки ради роста продаж

Планы на Россию

В 2010 г. российские продажи «Газпрома» составили почти 55% от общих поставок, следует из его презентации; к 2020 г. эта доля сократится примерно до 40%. Доля трубопроводных поставок в Европу и страны Балтии останется примерно на нынешнем уровне, но добавятся продажи СПГ и поставки в Азию. Правда, в абсолютных показателях прогноз по продажам не раскрывается. Но если брать планы «Газпрома» по росту доли на европейском рынке – до 31,5% к 2020 г. – выйдет, что европейский экспорт может дорасти до 198-200 млрд куб.м (а в общей выручке от продажи газа это будет составлять всего 37% против нынешних 53%). 61%-ный рост НДПИ на газ с 2011 г. – это $1,6 млрд дополнительных расходов для «Газпрома», отмечается в презентации, последующая индексация в 2012-2013 гг. (на уровень инфляции) – еще около $4,3 млрд. Но постоянный рост цен на газ в России (в 2011-2013 гг. – по 15% ежегодно для промышленных потребителей) компенсируют это с лихвой: прогноз по дополнительной выручке – около $24 млрд за три года.

В 2008 г., когда начался обвал нефтяных цен, предправления «Газпрома» Алексей Миллер уверял инвесторов: «Этот кризис [нас] никак не касается». Концерн рассчитывал на главного потребителя – Европу. В долгосрочных контрактах «Газпрома» с клиентами из ЕС прописан принцип «бери или плати», а цены привязаны к нефтяным котировкам с отставанием в 6–9 месяцев, так что как минимум полгода должны были оставаться высокими. Но надежда на Европу не оправдалась. Из-за роста добычи в США производители из Катара, Алжира и проч. переориентировали поставки СПГ с американского на европейский рынок. В результате в Европе предложение превысило и без того упавший спрос, спотовые цены (по коротким контрактам) рухнули, а конкуренция поставщиков выросла. Клиенты «Газпрома» стали покупать чужой газ, пытаясь заодно смягчить обязательства «бери или плати» (аргументируя это кризисом и потерей репутации России после газовой войны с Украиной в начале 2009 г.). «Газпром», много лет заявлявший, что не является «конъюнктурщиком», вынужден был пойти на уступки западноевропейским покупателям. Но результаты 2010 г. это не спасло: экспорт концерна в Европу (138,6 млрд куб. м) снизился по сравнению даже с 2009 г. Доля «Газпрома» на европейском рынке упала до 23% (минимум за шесть лет) на фоне рекордного потребления газа в ЕС. Такие цифры назвали в пятницу менеджеры «Газпрома» на встрече с инвесторами (см. vedomosti.ru).

КРИЗИС ПРОДОЛЖАЕТСЯ

«Газпром» сообщил инвесторам о планах на 2011 г.: экспорт в Европу вырастет на 9,7% до 152 млрд куб. м (минус 4% к докризисным объемам), добыча может снизиться на 0,59% до 506 млрд куб. м (минус 8–10% к докризисному уровню). Средняя цена газа для Европы составит $352 за 1000 куб. м против $306 год назад, отмечается в презентации. Если прогноз сбудется, поставки в ЕС принесут концерну $53,5 млрд выручки (плюс $11 млрд к 2010 г.).

Физические поставки в Европу могут быть и ниже – 140–145 млрд куб. м, предупреждает сотрудник «Газпрома», 151–152 млрд куб. м – это объемы, гарантированные контрактами «бери или плати», но не факт, что будет выбрано все.

С добычей все наоборот: названная цифра – это план из бюджета «Газпрома» на 2011 г., говорит представитель концерна. По факту она может составить 515–517 млрд куб. м, заявил в пятницу зампред правления «Газпрома» Александр Ананенков (против 550–555 млрд в 2005–2008 гг.). Докризисный уровень, судя по презентации компании, будет превышен лишь в 2013 г. – 558 млрд куб. м. Планы по продажам на 2012–2013 гг. «Газпром» не раскрывает.

ТЕПЕРЬ В РЫНКЕ

Многие инвесторы критиковали «Газпром» за то, что тот игнорирует ситуацию на европейском рынке и недостаточно гибок к клиентам. Продажи главного конкурента концерна – норвежской Statoil только росли, ведь ее цены были ниже. И хотя по финансовым показателям она проигрывала «Газпрому», тот начал терять клиентов, т. е. будущую выручку.

В начале 2010 г. «Газпром» стал исправляться. Германским E.On, WIEH, Wingas и французской GdF он согласился поставлять часть газа по спотовым ценам (на тот момент они были в среднем на $75 за 1000 куб. м ниже контрактных), для итальянской Eni просто снизил цену. Как это отразилось на выручке «Газпрома», его представители не говорят. А инвесторам концерн раскрыл лишь общую долю поставок по спотовым ценам – 7% от европейского экспорта на 2010–2012 гг. В целом у поставщиков в Европу доля спота составляет в среднем 31% (по оценкам Carnegie Endowment).

Впрочем, договорная кампания с Европой не прекратилась. «Газпром» теперь в рынке, отмечает менеджер компании. Недавно концерн переоформил контракт с голландской GasTerra, сообщило агентство Fitch. Это подтверждает и сотрудник группы «Газпром»: GasTerra покупает около 4 млрд куб. м российского газа в год, теперь в ее контракте также появились спотовые объемы. Плюс начался второй раунд переговоров с Eni (закупает около 20 млрд куб. м в год) по снижению цены, добавляет собеседник «Ведомостей». Представитель «Газпром экспорта» комментировать это не стал. Его коллеги из Eni и GasTerra на вопросы «Ведомостей» не ответили.Как продажи по спотовым ценам повлияли на выручку «Газпрома», эксперты оценить не берутся. Впрочем, в конце 2010 г. спотовые котировки в Европе почти сравнялись с контрактными ценами концерна.