Потребители электричества сами готовы строить электростанции

Двухлетний спор энергетиков с чиновниками об условиях договоров на предоставление мощности (ДПМ) оказался не напрасным: гарантии возврата инвестиций, которые они дают, могут стать особым товаром. Вслед за UC Rusal в борьбу за переуступку прав по ДПМ с энергетиками готовы вступить и другие потребители, например НЛМК

Можно гордиться. Михаил Слободин

экс-президент «КЭС-холдинга». «ДПМ, я считаю, это крупнейшая разумная для обеих сторон инвестиционная сделка государства с рыночным энергетическим сообществом... единственное из серьезно положительного, что сегодня есть на рынке, единственное, по моему мнению, чем можно гордиться».

Поучаствовав в распродаже активов РАО ЕЭС, инвесторы получили не только пакеты в ОГК и ТГК, но и обязательства построить станции. Чтобы гарантировать новым собственникам возврат их будущих многомиллиардных вложений, РАО придумало ДПМ: с одной стороны, договоры гарантировали выполнение инвестпрограмм, с другой – возврат большей части инвестиций. О форме документа чиновники и энергетики спорили два года: она появилась лишь в июне 2010 г. Договоры (всего по ним должно быть построено 30 ГВт) подписываются на 10 лет как со стороны энергетиков (они обязуются ввести в срок необходимый объем мощности), так и со стороны потребителей (обязуются его оплатить), агентом выступает ЦФР (единый расчетный центр на энергорынке). По ДПМ энергетики получают гарантии возврата 71–95% своих затрат на новые стройки (за счет того что мощность, введенная по ДПМ, оплачивается в приоритетном порядке). За срыв сроков ввода предусмотрены штрафы.

Подписная кампания закончилась в декабре. Тогда же выяснилось, что подписывать документ не хочет крупнейший потребитель энергии в стране – UC Rusal. Холдинг счел его слишком дорогим: за 10 лет платежи UC Rusal энергетикам могли составить $6,7 млрд. Но и отказаться платить по ДПМ холдинг не мог – в таком случае по правилам энергорынка он лишился бы права покупать электроэнергию и мощность на оптовом рынке, где они дешевле, чем в рознице. Чтобы этого избежать, UC Rusal предложила в обмен на подписи по ДПМ разрешить ей самой строить электростанции, воспользовавшись механизмом возврата инвестиций. Холдинг уже начал консультации с энергетиками с просьбой переуступить ему права по ДПМ, но пока никаких результатов переговоры не дали, говорит источник, близкий к UC Rusal.

Но, как стало известно «Ведомостям», вслед за UC Rusal желание самим построить электростанции, получив гарантии возврата инвестиций, появилось и у других потребителей энергии. Об этом рассказали два источника, близких к холдингу и одной из энергокомпаний. Готов инвестировать в электростанции, в частности, НЛМК, говорит один из них. Второй собеседник «Ведомостей» слышал о таких намерениях со стороны ТНК-BP. Компания готова инвестировать в развитие собственной генерации в обмен на снятие с нее обязательств по оплате ДПМ, подтвердил представитель НЛМК. Представитель ТНК-BP на вопросы не ответил.

Но энергетики, похоже, и сами не против поторговаться за увеличение ввода станций по ДПМ. В частности, думает об этом «Газпром энергохолдинг» (контролирует «Мосэнерго», ТГК-1, ОГК-2 и ОГК-6, суммарные обязательства по ДПМ которых около 9 ГВт), рассказали сотрудники двух энергокомпаний и источник, близкий к UC Rusal. Кому холдинг делал предложения о переуступке, собеседники «Ведомостей» не раскрывают, а его представитель от комментариев отказался. Еще один из кандидатов – «Башкирэнерго». В конце января гендиректор компании Андрей Доронин рассказал, что рассчитывает включить в ДПМ одну из своих ТЭЦ в Уфе. Пока договоренностей не достигнуто, говорит представитель «Башкирэнерго».

На каких условиях одни компании будут включены в ДПМ, а другие исключены – не ясно. В случае когда строительство объекта не начато, предполагается простая переуступка прав, говорит сотрудник одной из энергокомпаний. Ее суть в том, что собственник, который не может построить станцию, уступает обязательства другому инвестору, а тот, введя объект в срок, избавляет предшественника от штрафов, объясняет он. Если же речь идет о проекте, реализация которого уже начата, то предполагается выкуп, рассказывает другой энергетик.

Получается, что ДПМ превратился в некий товар, констатирует директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Это выгодно как чиновникам, так и энергетикам, считает он: компании могут использовать его как источник дополнительного заработка за счет снижения стоимости строительства, а государство повышает вероятность исполнения обязательств со стороны инвесторов.

Чиновники готовы обсудить эту идею. Сегодня первый вице-премьер Игорь Шувалов проведет совещание по этому поводу, рассказал его представитель: переуступка прав по ДПМ – один из возможных вариантов снижения нагрузки на потребителей, которые будут обсуждаться.