Мошенничества с заложенными машинами прекратятся

Минфин собирается заставить банкиров публиковать информацию о залогах на движимое имущество – чтобы мошенники не обманывали добросовестных покупателей

Минфин подготовил законопроект, вводящий систему регистрации залогов на движимое имущество. Сейчас регистрировать залог, например, на автомобиль не нужно, что приводит к перепродаже заложенных машин ничего не подозревающим покупателям. Проблема проявилась в кризис, когда банки начали взыскивать заложенные автосалонами машины с их покупателей. Этому способствовали появившиеся в 2007 г. разъяснения Верховного суда, по которым залог переходит на любого приобретателя независимо от того, знал ли он о наложенных на имущество обременениях.

По проекту Минфина залогодержатель должен в течение трех дней зарегистрировать залог в бюро кредитных историй. Кредитные организации направляют информацию самостоятельно, все остальные – через банки. Если этого не сделано, то при продаже третьим лицам с имущества снимается обременение. Проект убирает секретность с информации о залогах: сведения о его регистрации и выписки из реестра не относятся к коммерческой или банковской тайне.

По словам представителя Минфина, проект должен быть внесен в правительство к маю. Поправки должны вступить в силу через девять месяцев после опубликования, следует из законопроекта.

Передача в залог банку склада автомобилей – схема, по которой работают многие дилеры, говорит Дмитрий Гулин, президент ассоциации «Российские автодилеры». Истории о продаже дилерами заложенных автомобилей остались в прошлом, компании, практиковавшие подобное, ушли с рынка, уверяет Гулин, так что регистрация залога в бюро кредитных историй принесет больше пользы на рынке подержанных автомобилей, историю которых проследить сложнее, чем новых.

Мошенничества с продажей заложенных автомобилей никуда не ушли, говорит лидер движения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков: банки забирают оригинал паспорта технического средства (ПТС) заложенной машины, но можно получить в ГИБДД дубликат; базы нет, автоинспектора не могут проверить факт залога.

Истории с несанкционированной продажей случаются с любым заложенным имуществом – автомобилями, оборудованием, товаром, в кризис их было больше, вспоминает зампред правления «Уралсиба» Илья Филатов: «Банкиры будут приветствовать закон, позволяющий такие истории исключить, но важно, чтобы процедура оформления залога в документе была детализирована, чтобы не было дополнительных проблем при получении кредита».

Введение единой системы регистрации залогов на движимое имущество – необходимая мера, которая позволит снизить число мошенничеств, радуется директор департамента рисков Сбербанка Вадим Кулик, сейчас Сбербанк пытается решить проблему своими силами – ведет переговоры с ГИБДД о создании централизованной базы данных по заложенным автомобилям.

Законопроект облегчит жизнь и автовладельцам, уверен председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин: сейчас заложенные машины перепродаются тысячами. Нынешняя ситуация, когда при покупке автовладелец не получает на руки ПТС и тем самым не может распоряжаться своей собственностью, абсурдна, замечает он, после принятия закона от этого можно уйти.

Сейчас практика как в арбитражных судах, так и в судах общей юрисдикции сложилась в основном в пользу залогодержателя, говорит начальник управления Высшего арбитражного суда (ВАС) Роман Бевзенко. Однако в постановлении пленума «О некоторых вопросах применения законодательства о залоге» (текст есть у «Ведомостей») ВАС меняет практику, замечает он и цитирует постановление: «Не может быть обращено взыскание на заложенное движимое имущество, возмездно приобретенное у залогодателя лицом, которое не знало и не должно было знать о том, что приобретаемое им имущество является предметом залога». Суды должны оценить, был ли вручен приобретателю первоначальный экземпляр документа (например, ПТС) либо его дубликат, а также имелись ли на заложенном имуществе знаки, свидетельствующие о залоге, разъяснил ВАС. Если на руках только копия ПТС, то залог скорее будет продан или передан в распоряжение залогодержателя – покупатель не проявил должной осмотрительности, объясняет Бевзенко. Если же у него выданный ГИБДД дубликат, то, возможно, залогодержатель не сможет претендовать на автомобиль, заключает он: дубликат выдается как вместо копии, так и вместо оригинала, а ГИБДД никак не проверяет факт залога.