Европейские города без машин на бензине и дизеле к 2050 г.?

Вывести к 2050 г. за городскую черту работающие на бензине и дизельном топливе автомобили, пересадить граждан на общественный транспорт, перевести большую часть грузовых и пассажирских междугородних перевозок на железную дорогу — и это все за 1,5 трлн евро. Таковы предложения Еврокомиссии по развитию транспортной системы на ближайшие 40 лет. «Да в своем ли они уме?» - восклицают оппоненты брюссельских чиновников. Лишить людей их авто и, как следствие, — свободы передвижения — и ради чего?

Во-первых, чтобы сократить в десять раз уровень выхлопов, в том числе и являющегося причиной глобального потепления углекислого газа, а во-вторых — чтобы стать ресурсонезависимыми от стран с нестабильными политическими режимами, отвечает Еврокомиссия. Да, цели выглядят весьма амбициозно, признает еврокомиссар по транспорту Сиим Каллас. Но смысл размениваться на мелочи, если речь идет о стратегии на ближайшие 40 лет?

Оппонентам есть за что критиковать предложенный чиновниками план. Он не только утопичен, но и дороговат. Да и с целеполаганием проблемы есть: ученые так и не могут прийти к выводу, что именно является причиной климатических изменений (особенно после недавних свидетельств подлогов со стороны некоторых климатологов), – так стоит ли тратить огромные деньги, чтобы получить неочевидный результат? Да и как, спрашивается, можно прогнозировать, что уже через двадцать лет в европейских городах число автомобилей на традиционном топливе должно снизиться вдвое, если непонятно, что именно их должно заменить и какие технологии должны помочь этого добиться?

Фокус, однако, в том, что стратегия — это не сорокалетний план в стиле советских пятилеток, подразумевающий расстрелы не справившихся с партийным заданием начальников. Стратегия в первую очередь определяет вполне конкретные приоритеты, в соответствии с которыми будет проводиться транспортная политика. И из того, что написано в 30-страничном документе, становится понятно, что ждать от Евросоюза строительства десятиполосных магистралей над железными дорогами, трасс по крышам городских домов, подводных парковок и прочих забавных штук в расчете на дальнейший рост автопарка, активно обсуждавшихся при предыдущем московском мэре, вряд ли стоит. А вот на то, что общественный транспорт в Европе будет более комфортным, быстрым и доступным, рассчитывать как раз можно. Европейские чиновники декларируют, что готовы таким процессам помогать — изменениями в налоговой системе и прочими экономическими стимулами в том числе.

Да и насчет технологий — разумеется, глупо было бы в каком-либо рассчитанном на сорокалетнюю перспективу документе указывать, в каком году должен начаться выпуск автомобилей на топливных элементах и сколько должно быть потрачено на нанотехнологии в автотранспорте. Так Еврокомиссия этого и не делает — она просто указывает, что намерена стимулировать проведение исследований, которые приведут к заявленным целям. Получится или нет их достичь — кто ж его знает. Но европейцы хотя бы обозначили свои цели. Наблюдать же за тем, как все это будет воплощаться в жизнь, будет крайне интересно.