Philips прекращает выпускать телевизоры

Нидерландский производитель, выпускавший телевизоры 80 лет, вынужден передать бизнес своему гонконгскому подрядчику.
Д.Гришкин

Нидерландский производитель бытовой электроники Royal Philips Electronics перестанет самостоятельно выпускать телевизоры и передаст бизнес гонконгскому подрядчику TPV Technology, говорится в опубликованном сегодня сообщении компаний. "Это партнерство поможет нам достичь масштаба и степени концентрации, необходимых для того, чтобы вернуть наш телевизионный бизнес к прибыли и успешно работать в динамично развивающейся телевизионной промышленности", - заявил генеральный директор Philips Франс ван Хойтен.

Согласно договоренности бизнес по производству телевизоров будет выделен в отдельную компанию, в которой TPV будет принадлежать 70% акций, а Philips – 30%. Совместное предприятие будет отвечать за разработку, производство, дистрибуцию, маркетинг и продажи телевизоров Philips во всем мире, за исключением Китая, Индии, Северной Америки и ряда стран Южной Америки.

Philips выпускает телевизоры уже 80 лет. Однако в последние четыре года телевизионное подразделение компании несло убытки и в этом году также, скорее всего, не смогло бы получить прибыль. Его объем продаж в 2010 г. превысил 3 млрд евро, отмечается в сообщении Philips. Компании приходится выдерживать высокую конкуренцию с китайскими производителями, а также с Sony и Panasonic, которые снижали цены. Ван Хойтен возглавил Philips месяц назад; одной из своих главных задач он объявил реорганизацию именно телевизионного подразделения.

Подписать соглашение о сделке планируется в III квартале, а закрыть ее - до конца 2011 г., однако расчеты по ней будут произведены позднее. Так, TPV выкупит 70% акций по цене, которая будет в четыре раза превышать среднюю прибыль до вычета налоговых и процентных платежей (EBIT) совместного предприятия за период с 2012 г. по год, когда Philips воспользуется правом получить платеж от TPV. Это право у нее будет сохраняться в течение трех лет по завершении сделки. Через шесть лет по завершении сделки Philips сможет продать TPV оставшиеся 30% акций (по той же ценовой формуле).

СП получит право использовать бренд Philips в течение пяти лет; затем это право будет автоматически пролонгироваться, если СП сможет достичь определенных показателей деятельности и при условии соблюдения жестких стандартов качества и обслуживания клиентов.

Начиная с 2013 г. Philips будет получать роялти в размере 2,2% от объема продаж СП, но не менее 50 млн евро ($72 млн) в год. С 2014 г. размер роялти может вырасти до 3% при достижении определенных показателей деятельности СП.

Йос Верстег, аналитик Theodoor Gilissen Bankiers, положительно оценивает решение Philips, хотя он и удивлен тем, что ван Хойтену удалось так быстро найти решение проблемы (цитата по Bloomberg).

Philips – не первая западная компания, которая решает передать бизнес по выпуску электроники более конкурентоспособным азиатским производителям. Сама Philips в 2004 г. продала той же TPV за $358 млн контрольный пакет акций в подразделении по производству мониторов для персональных компьютеров (по словам ван Хойтена, TPV успешно управляет этим бизнесом). В 2005 г. корпорация IBM, познакомившая человечество с персональным компьютером, продала китайской Lenovo подразделения по производству ПК за $1,25 млрд, а тайваньской BenQ отошел убыточный бизнес Siemens по производству мобильных телефонов.