«Лукойл» получил доступ к стратегическим недрам страны

«Лукойлу» наконец удалось получить доступ к стратегическим недрам страны. «Роснефть» предложила ему сотрудничество на шельфе

Теперь доступ к шельфовым месторождениям компании Алекперова обеспечит «Роснефть», с которой «Лукойл» подписал вчера соглашение о сотрудничестве. Один из его пунктов: совместная геологоразведка на шельфовых участках «Роснефти» и разработка уже открытых месторождений «в рамках действующего законодательства». По закону частные компании могут участвовать в разработке шельфовых проектов лишь на правах младших партнеров госкомпаний.

Это вторая хорошая новость для «Лукойла». На прошлой неделе недрами с ней решила поделиться «Башнефть», владелец лицензии на месторождения им. Требса и Титова. «Лукойлу» стало легче договариваться о получении доступа к недрам после того, как 20%-ную долю в компании продала Conoco, отмечает аналитик «Брокеркредитсервиса» Андрей Полищук.

«Роснефть»

Крупнейшая российская нефтяная компания. Основной акционер – государственный «Роснефтегаз» (75,16%). Капитализация – $95,1 млрд (LSE). Выручка (US GAAP, 2010 г.) – $63,1 млрд. Прибыль – $10,67 млрд.

«Лукойл»

Вторая по объему добычи нефтяная компания России. Основные владельцы – Вагит Алекперов (20,6%), вице-президент Леонид Федун (9,3%), «дочки» «Лукойла» (около 8,1% на ноябрь 2010 г., из них 7,6% выкуплены у ConocoPhillips). Капитализация – $59,4 млрд (LSE). Выручка (US GAAP, 2010 г.) – $105 млрд. Прибыль – $9,12 млрд.

Президент «Лукойла» Вагит Алекперов не один год жаловался, что правительство фактически лишило его компанию доступа к стратегическим ресурсам страны. К примеру, с 2008 г. месторождения на континентальном шельфе могут получать лишь госкомпании с пятилетним опытом работы.

Сейчас у «Роснефти» 16 шельфовых месторождений – в Каспийском, Черном, Азовском море и Арктике. Пока что компания привлекала только иностранных партнеров – Chevron и ExxonMobil. Но главный шельфовый проект – разработка арктических месторождений с ВР – пока под вопросом.

«Лукойл», похоже, пока останется единственным партнером «Роснефти» на шельфе. Аналогичных соглашений с другими отечественными компаниями не планируется, сказал представитель «Роснефти». Выбор «Лукойла» он объяснил «богатой историей сотрудничества компаний» и опытом «Лукойла» (с 2006 г. работает на шельфе Каспия).

Какими проектами «Роснефть» готова поделиться с новым партнером, представитель компании не сказал: это решит рабочая группа сотрудников обеих сторон.

Вице-премьер Игорь Сечин, присутствовавший на подписании соглашения, отметил, что документ готовился по поручению председателя правительства, передал «Интерфакс». Конкретного поручения по «Лукойлу» не было, сказал пресс-секретарь премьера.

Решение «Роснефти» привлечь к шельфовым проектам партнера логично, говорит аналитик Банка Москвы Денис Борисов: в мировой практике разработка таких проектов в консорциумах – традиция. Это связано с высокими рисками в шельфовых проектах, поясняет он: финансовыми (стоимость одной разведочной скважины – $100–150 млн) и технологическими (под одно месторождение можно пробурить ограниченное число скважин).

Интерес «Лукойла» к проектам тоже понятен, добавляет Борисов: добыча компании в России падает (за последний год – на 2,3%), а новых отечественных месторождений, которые «Лукойл» может получить на суше, не предвидится.