«Транснефти» не повезло с подрядчиком

Обещания чиновников о досрочном вводе нефтепровода ВСТО-2 вряд ли сбудутся. Срок его сдачи, как и Пурпе – Самотлор, может сдвинуться на год, объявила «Транснефть»

Перенос срока сдачи ВСТО-2 затруднит наращивание поставок восточносибирской нефти для «Роснефти», ТНК-BP и «Сургутнефтегаза», считает аналитик БКС Андрей Полищук: в прошлом году они экспортировали около 15 млн т, а в этом, по его прогнозу, могли бы поставить 30 млн т. По маршруту Заполярное – Пурпе готовых к запуску проектов пока нет, напоминает аналитик Банка Москвы Денис Борисов.

Что строим. ВСТО

Первая очередь – 2694 км мощностью 30 млн т в год от Тайшета (Иркутская обл.) до Сковородина (Амурская обл., граница с Китаем) была введена в декабре 2009 г. Вторая очередь – 2046 км от Сковородина до бухты Козьмино (Приморский край) мощностью 30 млн т в год с расширением до 50 млн т, а также расширение всего трубопровода до 80 млн т

Пурпе – Самотлор

Часть системы Заполярье – Пурпе – Самотлор, которая свяжет месторождения Ямала с ВСТО. Длина – 429 км, мощность – 25 млн т в год. Ввод планируется в декабре 2011 г.

Запуск второй очереди ВСТО <...> состоится уже в декабре 2012 г.», – пообещал в марте премьеру Владимиру Путину замминистра энергетики Сергей Кудряшов (цитата по «РИА Новости»). Но Путину, похоже, придется подождать.

В пятницу «Транснефть» сообщила, что ввод Пурпе – Самотлор и ВСТО-2 может быть сорван на полгода-год по вине подрядчиков. Венгерская DKG-East должна была поставить 389 шиберных задвижек почти на 2 млрд руб., но к апрелю их поступило лишь 195, из них 100 – с опозданием. Мало того, в полученных, часть из которых уже установлена на ВСТО-2, обнаружены дефекты (доля брака – более 60% из числа подвергнутых выборочной проверке). Поставлены бракованные задвижки с заведомо ложными сертификатами, сообщила «Транснефть»: монтаж задвижек пришлось приостановить, а установленные заменить.

«Транснефть» выставила претензии более чем на 360 млн руб., пообещав подать дополнительные иски в случае срыва сроков ввода нефтепроводов. Получить ее дополнительные комментарии не удалось.

DKG-East создана в 1944 г., производит оборудование для нефтегазовой и химической промышленности, говорится на ее сайте. Связаться с ее представителем не удалось, менеджер по экспорту переадресовал вопросы «Ведомостей» к коммерческому директору, но тот на звонки не отвечал.

Тендер на поставку запорной арматуры выиграло ООО «Торговый дом «ДКГ-ист», говорится на сайте «Транснефти». По данным «СПАРК-Интерфакса» и ЕГРЮЛ, его учредитель и гендиректор – Дмитрий Сакун, с ним связаться не удалось. С 16 марта ООО внесено в реестр недобросовестных поставщиков, говорится на сайте монополии (основание – предоставление неверных данных).

Денежных потерь из-за срыва сроков у нефтяников не будет, считают Полищук и Борисов: на протяжении будущей трубы действует единый тариф.

Отсрочка может повлечь увеличение стоимости проекта, как было с ВСТО-1 (его запуск «Транснефть» не раз переносила, в том числе из-за подрядчиков), не исключает Полищук, тогда «Транснефть» потребует повысить тариф на прокачку, что оплатят нефтяники. Связаться с представителями ФСТ, Минэнерго и правительства не удалось.

Представители ТНК-BP и «Сургутнефтегаза» от комментариев отказались, а их коллега из «Роснефти» заявил «Ведомостям», что пока компания не видит проблем.