«Фарм-синтез» заплатит за разработки лекарств за рубежом

«Фарм-синтез» первым из российских производителей лекарств будет финансировать их разработки за рубежом

ЗАО «Фарм-синтез»

Фармацевтическая компания. Акционеры (по данным Forbes): наследники основателя компании Михаила Назаренко. Финансовые показатели (2008 г.): выручка – 1,1 млрд руб., чистая прибыль – 13,5 млн руб.

Разработчик и производитель лекарств «Фарм-синтез», Центр доклинических и клинических исследований Массачусетского госпиталя и Лаборатории доктора Маршанского (профессора Гарвардской медицинской школы) запускают совместный проект, цель которого – создание новых лекарств против онкологических и нейродегенеративных заболеваний, а также для лечения метаболического синдрома, рассказал «Ведомостям» гендиректор «Фарм-синтеза» Тимофей Петров. У «Ведомостей» имеется копия подписанного сторонами протокола о намерениях. Участники проекта будут совместно разрабатывать молекулы, на основе которых затем могут быть произведены лекарства, и сами лекарства.

Это первый случай, когда российские компании финансируют разработку препаратов за рубежом, говорит директор Cegedim Strategic Data Давид Мелик-Гусейнов.

«Фарм-синтез» будет финансировать разработки на основе грантов, рассказал Петров. Исследования разработанных препаратов будут проходить в России, часть их – дублироваться в США для оформления международного досье. В России пока нет исследовательских центров, которые могут заниматься подобными разработками в полном объеме, объясняет Петров. Все полученные в ходе работы результаты, а также права на препараты, по его словам, будут принадлежать «Фарм-синтезу». В доклинические испытания онкологических препаратов «Фарм-синтез» вложит около $1–1,5 млн, сообщил Петров, отказавшись раскрыть общий объем инвестиций.

На первом этапе «Фарм-синтез» займется исследованием онкологических препаратов, говорит Петров. Для этих препаратов молекулы у «Фарм-синтеза» уже есть. По словам Петрова, компания выбрала около 20 биологически активных комплексов, которые прошли базовые стадии доклинических исследований. Из них до клинических испытаний дойдет четыре-пять наиболее эффективных комплексов, а на рынок, может, выйдет один, максимум два, рассчитывает Петров. Такой вариант чрезмерно оптимистичен, считает исполнительный директор Ассоциации организаций по клиническим исследованиям Светлана Завидова. Из 10 000 кандидатов до стадии доклинических исследований доходит 250 препаратов, из них только пять переходит на стадию клинических испытаний, а на рынок выходит лишь один, приводит она данные ассоциации Pharmaceutical Research and Manufacturers of America.

Основная сложность – довести молекулу до последней стадии клинических испытаний, соглашается гендиректор DSM Group Сергей Шуляк: в Европе и Америке очень много замороженных на стадии ранней доклиники молекул, но чаще всего это те молекулы, которые показались неперспективными крупнейшим фармкорпорациям. «[Они] все чаще покупают разработки у научных институтов или небольших компаний, работающих в сфере биотехнологий. Они доводят их у себя до финальной стадии и выводят на рынок уже готовый препарат», – говорил в интервью «Ведомостям» президент датской Novo Nordisk Ларс Ребиен Соренсен.