LinkedIn недооценили?

Инвестбанки недооценили соцсеть при IPO, заявил ее инвестор Питер Тил, и не считают интернет-компании чем-то реальным; некоторые инвестфонды полагают, что банки переоценивают компании
Bloomberg

Инвестиционные банки недооценили социальную сеть профессиональных контактов LinkedIn при организации первичного размещения ее акций, и из-за этого бумаги компании выросли более чем вдвое в первый день торгов, заявил Питер Тил, один из первых инвесторов Facebook, инвестор LinkedIn и сооснователь PayPal.

Банки не понимают в полной мере потенциала новых интернет-компаний, последним придется более жестко вести переговоры с организаторами будущих IPO, сказал Тил, которого цитирует Financial Times. «Когда цена акции вырастает так сильно, как у LinkedIn, предполагаешь, что оценка IPO была неверной и банки все испортили. Банки Уолл-стрит продолжают испытывать некоторую антипатию к компаниям Кремниевой долины, не считая, что те представляют собой что-то реальное», – заявил Тил. Он сказал, что не знает, когда Facebook разместит акции на бирже, но полагает, что интернет-компании будут «оказывать давление на банки, чтобы те были менее враждебны».

Акции LinkedIn были размещены по $45 и в первый день торгов выросли на 109,4%. В ходе размещения, которое организовали Morgan Stanley, Bank of America Merrill Lynch и JP Morgan Chase, компания привлекла $352,8 млн, ее капитализация по итогам IPO составила $4,25 млрд.

«Новые интернет-компании, работающие на новых, инновационных технологиях, сложнее оценить», – признает Ричард Грин, профессор финансов и экономики в Carnegie Mellon University.

Ожидается, что в обозримой перспективе IPO могут провести еще несколько инновационных интернет-компаний, включая Groupon, Zynga, Twitter и Facebook. Эти компании могут пригласить большую группу банков и заплатить более высокий процент комиссионных тем, что предложат более высокую цену размещения, рассуждает Джей Риттер, профессор финансов Университета Флориды, изучающий вопросы оценки IPO. Или с самого начала установить более высокий диапазон и выбрать банк, готовый вести переговоры об организации размещения по таким ценам.

Возможно, компании вспомнят пример Google, которая организовала IPO, проведя аукцион напрямую среди потенциальных инвесторов, рассуждают аналитики. Впрочем, в этом случае интернет-компаниям, по-видимому, как раз не стоит рассчитывать на высокие оценки. В ходе аукциона в 2004 г. Google пришлось снизить цену размещения на 37% по сравнению с верхней границей первоначально установленного диапазона. В результате в ходе IPO компания привлекла $1,67 млрд, а не $3,47 млрд, а ее капитализация составила $23,05 млрд, а не возможные $36,6 млрд. «На аукционе только покупатель, только инвестор отвечает за цену. Они платят сколько хотят за то, что хотят», – говорит Лиза Байер, консультант по IPO, которая помогала Google проводить аукцион.

Позиция акционера компании, которая привлекает средства (такого как Тил), и инвесторов, которые эти средства предоставляют, различаются. Неделю назад американская BlackRock, крупнейшая в мире компания по управлению паевыми фондами (активы – $3,5 трлн), обвинила инвестбанки в завышении цен при проведении IPO.

Банки устанавливают «слишком агрессивные» комиссионные за организацию размещения и, чтобы заполучить компании в клиенты, дают им нереалистичные оценки, заявили в письме ведущим инвестбанкам Люк Чэппел и Джеймс Макферсон, руководители британского подразделения компании (BlackRock – крупнейший инвестор на Лондонской фондовой бирже). Об этом сообщила вчера FT. BlackRock ожидает, что компании, планирующие IPO, будут оценены дешевле торгующихся аналогов, говорится в письме (Чэппел и Макферсон не выделяют компании конкретных секторов).

Руководители BlackRock также критикуют создание крупных синдикатов банков – организаторов IPO и заявляют, что будут менее «конструктивно» подходить к размещениям, которые проводятся такими группами.

Отношение капитализации, полученной LinkedIn при IPO, к прибыли за год по конец I квартала 2011 г. ($15,65 млн) составило 271,6. С учетом текущей капитализации ($8,45 млрд) отношение Р/Е составляет 539,9. У Google мультипликатор Р/Е – 20,23, у Yahoo – 20,81 (капитализация и годовая прибыль в обоих случаях – на 31 марта).

В конце марта владелец инвестиционной компании Berkshire Hathaway Уоррен Баффетт призвал инвесторов с осторожностью относиться к оценкам крупнейших социальных сетей на фоне прошедших и грядущих IPO некоторых из них. «Большинство из них будут переоценены, — заявил Баффетт. — Дать точную оценку социальным интернет-сетям представляется чрезвычайно затруднительным». Он не назвал конкретных компаний, отметив, что «некоторых из них ждет большой успех, что компенсирует неудачи остальных».

Баффетт не инвестировал в акции технологических компаний в 1990-е гг., когда надулся пузырь. Тогда нередки были случаи, когда акции интернет-фирм вырастали в первый день торгов на десятки и сотни процентов. Объяснялось это как ажиотажем вокруг технологий и всего, что с ними связано, так и нарушениями и манипуляциями. Например, инвестбанки выделяли инвесторам в ходе «горячих» техно-IPO, спрос на которые во много раз превышал предложение, акции при условии, что те будут докупать бумаги после начала торгов по более высоким ценам (такая технология называлась «лестница»). Это взвинчивало котировки, которые затем падали, когда поток покупателей иссякал.