Сечин: от срыва сделки BP с «Роснефтью» проиграли миллиардеры

«Не может быть речи о мести или расплате, - заявил вице-премьер The Wall Street Journal, - я желаю им всяческих успехов»
А.Махонин

Архитектор сорвавшегося альянса между «Роснефтью» и британской ВР говорит, что больше всего от краха этой знаковой сделки потеряли российские миллиардеры, заблокировавшие ее. В интервью The Wall Street Journal российский вице-премьер Игорь Сечин заявил, что «Роснефть» в данный момент ведет переговоры с другими зарубежными нефтяными гигантами по разработке арктического шельфа вместо ВР. «Их эффективность будет намного выше», чем провалившийся альянс ВР и «Роснефти», говорит Сечин. По его словам, «Роснефть» может заодно получить доли в других зарубежных проектах.

ВР и "Роснефть" объявили о своем альянсе в январе этого года, но сразу же столкнулись с противодействием партнеров британской компании по ТНК-ВР - консорциуму ААР. Они подали в лондонский арбитраж иск и блокировали эту сделку, заявив о нарушении условий акционерного соглашения ТНК-ВР. В прошлом месяце все три стороны конфликта приблизились к решению ситуации – ВР и «Роснефть» могли выкупить долю ААР в ТНК-ВР за более чем $32 млрд деньгами и акциями. Но в последний момент сделка также сорвалась, поскольку «Роснефть» и ААР не смогли договориться, когда ААР отзовет свой иск против альянса ВР и «Роснефти».

По мнению Сечина, «они [ААР] проиграли больше всех, потому что упустили возможность продать [свою долю]». В самом консорциуме так не думают. «ААР не собирается продавать свою долю ТНК-ВР, - сказал акционер компании. – Мы создали эту компанию с нуля, и возможный выход из нее – это серьезный эмоциональный вопрос».

ТНК-ВР, одна из крупнейших российских нефтяных компаний, – аномалия в отрасли, где в последнее время доминируют крупные государственные компании, такие как «Роснефть». ВР дважды в последние годы пыталась создавать альянсы с российскими госкомпаниями, но все они были заблокированы консорциумом ААР. Источники, близкие к ВР, говорят, что британская компания уверена: на смену партнерству с ААР рано или поздно придет партнерство с госкомпанией, хотя на это может уйти год или больше. Эксперты и чиновники отрасли говорят, что после срыва альянса ВР и «Роснефти» в ближайшие месяцы ТНК-ВР может столкнуться с растущим давлением со стороны российских регуляторов.

Сечин говорит, что «не может быть речи о мести или расплате». «Я желаю им всяческих успехов», - сказал он.

Но напряженность может возникнуть и внутри самой ТНК-ВР. «ВР пытается сделать вид, что ничего не произошло, но мы не можем просто забыть про этот случай, - говорит акционер ААР. – Доверие подорвано полностью и безвозвратно». В конечном счете, по его словам, ААР еще может обменять свою долю в ТНК-ВР на значительную долю в британской компании, что объединит интересы двух компаний в их российском проекте, или выкупить долю ВР в ТНК-ВР за $25 млрд. Правда, пока переговоры с ВР ни к чему не привели, говорит источник. «У нас есть сильные юридические основания, чтобы создать серьезные проблемы для ВР в случае, если мы не сможем договориться полюбовно», - добавил он, заметив, что ААР может подать иск к ВР с требованием компенсации ущерба от сделки с «Роснефтью». «Наше терпение тает на глазах», - сказал он.

Близкие к ВР источники не верят в угрозы судебного преследования и говорят, что они не рассматривают варианты продажи доли в ТНК-ВР или обмена с ААР на долю в самой британской компании. Они согласны с Сечиным, что ААР может в итоге оказаться в проигрыше.

ААР «может быть, и выиграл тактически, но проиграл стратегически», говорит источник, близкий к ВР. «Такие вещи никогда больше не повторятся», - сказал он о провале сделки по выкупу доли ААР в мае. Источники, знакомые с ситуацией, говорят, что сейчас у всех сторон сложилась крайняя неприязнь друг к другу.

В интервью газете Сечин выразил «полную поддержку» исполнительному директору ВР Роберту Дадли. Тем не менее он сообщил, что «Роснефть» может подать иск к ВР с требованием компенсировать ущерб, нанесенный сорванной сделкой. Но, его словам, на данный момент этот вопрос не относится к приоритетам компании.

«ВР совсем неплохая компания, - сказал Сечин. – Я бы хотел поблагодарить ВР за приобретенный опыт».