«Башнефть» нацелилась на индийский шельф

Всего три года назад «Башнефть» была скромной региональной компанией; сейчас она готовится выйти на мировые рынки и даже поучаствовать в сложнейших проектах в нефтедобыче — шельфовых
А.Махонин

«Башнефть» может выйти на шельф Индии, если ей удастся договориться о продаже своего 25%-ного пакета ONGC (см. врез), сказал вчера президент АФК «Система» (контролирует «Башнефть») Михаил Шамолин. Речь о новых проектах, которые «разрабатываются сейчас». Сроки принятия решений по ним он не назвал, как и представитель «Башнефти». Какие конкретно месторождения рассматриваются, также не раскрывается.

Но компания готова претендовать как на миноритарный, так и на мажоритарный пакет в таком проекте, сказал Шамолин: все будет зависеть от его экономики. Сейчас «Башнефть» нацелена на увеличение своей ресурсной базы и смотрит на все возможные приобретения, в том числе и за рубежом, добавил он.

Еще пару лет назад «Башнефть» была скромной региональной компанией. Но ее планы аналитиков не удивляют. После того как основным ее владельцем стала АФК «Система», у компании начался бурный рост, напоминает аналитик Банка Москвы Денис Борисов. С этого времени ее добыча выросла более чем на 17% до 14,1 млн т нефти в год, а капитализация — более чем в 9 раз до $10,7 млрд. Компания получила лицензии на крупные месторождения им. Требса и Титова, обойдя при этом всех гигантов российской нефтедобычи.

Но скорее всего проект, в котором «Башнефть» сможет принять участие на шельфе, будет не слишком амбициозным, считает Борисов: ведь ей нужны деньги на освоение месторождений им. Требса и Титова, а шельфовые проекты дороги. Только на этапе геологоразведки нужно минимум $200 млн. К тому же у «Башнефти» совсем нет опыта работы на шельфе и в целом за рубежом, поэтому максимум, на что она может рассчитывать, - миноритарный пакет в консорциуме с крупными нефтяными компаниями, добавляет эксперт. Многое при этом будет зависеть от итогов переговоров с ONGC, считает он.

На индийском шельфе российские компании уже потерпели неудачу. Ровно год назад в ней признался «Газпром». Компания 10 лет вела геологоразведку в Бенгальском заливе, но все три скважины оказались сухими.