«Росспиртпрому» не хватает на развитие водочного бинеса

Безжалостная конкуренция мешает «Росспиртпрому» стать национальным чемпионом. Спасти ситуацию могли бы 5 млрд руб. от государства
гендиректор «Росспиртпрома» Владимир Иванов/ М.Стулов

«Росспиртпром»

Производитель алкоголя. Акционер – государство (100%). Финансовые показатели (РСБУ, 2010 г.): выручка – 3,58 млрд руб., чистый убыток – 323,98 млн руб.

Программа развития ОАО «Росспиртпром» предполагает, что к 2015 г. компания займет более 40% российского рынка алкоголя, объем которого к тому времени составит 128 млн дал. Но первый год работы компании – она была сформирована из части активов одноименного ФГУПа и получила алкогольную лицензию 29 декабря 2009 г. – не дает оснований ждать от нее таких успехов. Согласно отчету ОАО за в 2010 г. «Росспиртпром» произвел всего 1,748 млн дал водки и ликероводочных изделий, заняв менее 2% рынка (104,5 млн дал), и 228 000 дал коньяка, заняв менее 3% рынка (8,2 млн дал).

«Росспиртпром» в отчете объясняет, что мешает ему выстрелить. Повышение акциза (в 2012–2014 гг. акциз на спирт будет увеличен с нынешнего 231 руб. до 500 руб., а минимальная цена бутылки водки достигнет к 2014 г. 180 руб. за пол-литра против 98 руб. сегодня) делает операции с нелегальным алкоголем более привлекательными, что ведет к снижению заинтересованности федеральных сетей в работе с легальными производителями. Добросовестные же производители в «ожесточенной конкурентной борьбе за покупателя» «оказывают давление на рынок повышением маркетингового бюджета» и «увеличением ретро-бонусов», что приводит к ценовой войне и значительному увеличению входного порога в федеральные сети (+30% за 2010 г.).

По данным «Росспиртпрома», маркетинговый бюджет крупнейших игроков неуклонно растет: в прошлом году с учетом ретро-бонусов он составил у «Русского алкоголя» 3,5 млрд руб., у «Синергии» – 2 млрд руб., у Алкогольной сибирской группы (водка «5 озер») – 1,2 млрд руб. А у Восточно-Европейской дистрибуторской компании Василия Анисимова, которая оказывает «Росспиртпрому» маркетинговую поддержку, – всего 0,65 млрд руб.

Для успешной конкуренции «Росспиртпрому» необходимы деньги, говорится в отчете. Если бы государство инвестировало в его развитие 5 млрд руб., он смог бы выйти на самоокупаемость и иметь возможность работать на высококонкурентном рынке, говорит гендиректор «Росспиртпрома» Владимир Иванов. По его словам, при создании ОАО «Росспиртпром» государство не внесло в него ни рубля живых денег и ни одного ликвидного актива – только акции банкротов. Если компания не получит средств, то заявленная программа развития может быть и не выполнена, предупреждает Иванов.

Директор ЦИФРРА Вадим Дробиз считает, что «Росспиртпром» не займет до 2015 г. даже 10% рынка: государство в предвыборный год денег не даст, а сама по себе компания ничего не представляет.