«Транснефть» предлагает сократить азербайджанскую квоту на прокачку нефти


Не исключено, что Россия пойдет на уступки, считает другой чиновник Минэнерго: это вопрос геополитики. Компенсировать экономические потери от снижения тарифа «Транснефть» сможет за счет роста прокачки нефти другими игроками, например тем же «Лукойлом», отмечает аналитик БКС Андрей Полищук.

«Транснефть» инициировала пересмотр условий межправительственного соглашения с Азербайджаном: Баку предлагается на 30–40% до 3–3,5 млн т сократить квоту по прокачке нефти по трубопроводу Баку – Махачкала – Новороссийск, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к монополии, и подтвердил чиновник Минэнерго. Проект поправок к договору был отправлен на согласование в Баку 25 мая 2011 г., но поддержки там не нашел, следует из письма министра промышленности и энергетики Азербайджана Натика Алиева его российскому коллеге Сергею Шматко (от 27 июля, копия есть у «Ведомостей»). «Госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR) вполне удовлетворена ходом реализации соглашения», – пишет Алиев.

У «Транснефти» другая позиция, рассказывает близкий к монополии источник: по условиям соглашения от 1996 г. Азербайджан должен транспортировать по российской трубе 5 млн т нефти в год, но не исполняет обязательства. Например, в 2010 г. объем прокачки составил лишь 2,2 млн т, в 2009 г. – 2,5 млн т, перечисляет собеседник. Мощность трубы – 7 млн т.

Использовать не востребованные Азербайджаном квоты хочет «Лукойл»: в прошлом году компания начала добычу на месторождении им. Корчагина на шельфе Каспия. К 2012 г. оно выйдет на проектную мощность – 2,4 млн т в год. Но гарантировать их прокачку «Транснефть» не может: свободные объемы закреплены за Азербайджаном, сетует близкий к монополии источник. В результате труба стоит полупустая и работает на пределе рентабельности, продолжает он. Прямые убытки «Транснефти» от ее содержания – $50 млн в год, говорил в январе президент монополии Николай Токарев.

Чтобы обеспечить «Транснефти» приемлемый уровень доходности, Азербайджан должен прокачивать по действующему тарифу ($15,7 за 1 т на 1000 км) 3–3,5 млн т в год, говорится в письме Токарева вице-премьеру Игорю Сечину («Ведомостям» удалось ознакомиться с документом). Азербайджан согласен сократить квоту, но взамен требует на треть снизить тариф – до $10 за 1 т на 1000 км, рассказывает один из собеседников «Ведомостей». «Транснефть» же готова предоставить льготную цену только для дополнительных объемов нефти (сверх новой квоты), следует из письма Токарева.

Представители «Транснефти», «Лукойла» и минпромэнерго Азербайджана от комментариев отказались. Связаться с их коллегой из SOCAR не удалось.