«Транснефть» готова досрочно погасить китайский кредит

"Транснефть" вернет $10 млрд, которые брала на 20 лет, если спор о цене российской нефти будет передан в Лондонский суд
Bloomberg

О поставках 300 млн т нефти в Китай по нефтепроводу ВСТО «Транснефть» и «Роснефть» договорились в 2009 г., в разгар кризиса, при личном участии вице-премьера Игоря Сечина. Под гарантии поставок 15 млн т нефти ежегодно до 2030 г. компании получили от госбанков Китая беспрецедентные льготные кредиты на $10 млрд и $15 млрд соответственно.

"Транснефть" готова досрочно погасить полученный от Китая 20-летний кредит на $10 млрд в случае обращения в Лондонский суд с иском к китайским партнерам по цене российской нефти, сообщает "РИА Новости» со ссылкой на источник, близкий к переговорам "Транснефти" с представителями Банка развития Китая, прошедшим накануне в Москве. Российская сторона, по его словам, считает, что «подписанный договор о поставках российской нефти в Китай до сих пор не соблюдается китайскими партнерами в одностороннем порядке". "Оплата нефти идет не в полном объеме. Говорилось, что в случае перевода спора в Лондонский суд "Транснефть" готова досрочно погасить кредит, выданный Китаем сроком на 20 лет", - сказал источник.

Официальный представитель "Транснефти" Игорь Демин подтвердил факт переговоров, но деталей не уточнил.

История вопроса

В начале текущего года китайцы потребовали снижения прописанной в контракте цены нефти. Поскольку российские компании с этим не согласились, CNPC перестала платить. На конец мая ее долг перед российскими компаниями составлял $250 млн. Около 40% этой суммы (примерно $100 млн) приходилось на задолженность перед «Транснефтью», которая, в свою очередь, столько же была должна «Роснефти».

Межправительственные переговоры в начале июня решить конфликт не помогли, но китайская сторона погасила большую часть долга — $195 млн. «Транснефть» будет требовать деньги через суд, говорил «Ведомостям» источник, близкий к монополии. «Китайский контракт железобетонный, выверен сторонами», — прокомментировал тогда Сечин спор вокруг поставок нефти в Китай.

Между тем по крайней мере «Роснефти» китайский кредит выгоден – она смогла зарабатывать на нем напрямую, на разнице в ставках. На 31 марта 2011 г. «Роснефть» хранила $8,8 млрд на депозитах, в том числе $4,4 млрд — на структурированных долларовых (под 5,5-7,2% годовых) и $1,6 млрд — на банковских (в основном в долларах под 4,7-8%). Ставка китайского кредита ниже. Она привязана к LIBOR (если она меньше 2%, маржа составляет 3,25%; при LIBOR выше 4,5% она будет 0,6%), следовательно, на разнице в ставках компания может зарабатывать 1,2-4,5% годовых.

Стратегически выигрывает и Китай: закупки нефти в России являются частью политики страны по диверсификации энергобаланса. Аналогичные сделки по схеме «кредиты в обмен на нефть» Китай в 2009 г. заключил с Казахстаном, Бразилией и Венесуэлой. Petroleos de Venezuela в обмен на $4 млрд согласилась поставлять Китаю 200 000 баррелей в день. Экспортно-импортный банк Китая выделил $5 млрд казахстанскому банку развития; деньги пойдут нефтяной компании «Казмунайгаз», вместе с которой китайская CNPC купит «Мангистаумунайгаз». Бразильская Petrobras получила от Банка развития Китая $10 млрд для разработки офшорного месторождения Tupi с запасами в 8 млрд баррелей; Petrobras обещает поставлять китайской Sinopec 150 000 баррелей нефти в день в этом году и 200 000 — в последующие девять лет.