«Интеррос» избавился от последнего сельскохозяйственного актива

В десятилетней истории агробизнеса Владимира Потанина поставлена точка. «Интеррос» продал последний принадлежавший ему сельскохозяйственный актив – одного из крупнейших на юге производителей мяса птицы, «Ставропольский бройлер»

ЗАО «Ставропольский бройлер»

производитель мяса птицы. финансовые показатели (данные СПАРК, РСБУ, 2010 г.): выручка – 3,32 млрд руб., прибыль – 39,52 млн руб.

«Интеррос» закрыл сделку по продаже своего последнего сельхозактива – производителя мяса птицы «Ставропольский бройлер», сообщил представитель «Интерроса». Сумму сделки и имя покупателя в «Интерросе» не раскрывают, сообщая лишь, что покупателем стал профильный инвестор. Выход из агробизнеса представитель «Интерроса» объясняет тем, что этот вид бизнеса не является для холдинга профильным со времен выхода из проекта «Агрос».

В 2001 г. президент «Интерроса» Владимир Потанин объявил о создании в холдинге агропромышленной компании. Масштабы нового бизнеса «Интерроса» по тем временам были для рынка рекордными: уставный капитал – $100 млн, оборотные средства – $200 млн. В планах была покупка около 1 млн га сельхозземель. Новая компания, по мысли Потанина, через несколько лет должна была войти «хотя бы в пятерку мировых лидеров в АПК». Основой будущей империи стала корпорация «Росхлебопродукт», созданная на базе Госкомитета по хлебопродуктам (бывшее Министерство заготовок СССР, а затем – Министерство хлебопродуктов и комбикормовой промышленности). А во главе совета директоров «Агроса» стал президент «Росхлебопродукта» – легендарная фигура советского АПК Леонид Чешинский. Гендиректор «Агроса» Дмитрий Ушаков объяснял, что новая компания сможет «обойти всю эпоху фермеров» за счет создания крупных компаний.

Поначалу амбиции «Агроса» действительно были как у крупной компании. За три года в «Агросе» был создан крепкий птицеводческий комплекс, а на базе разрозненных элеваторов была образована совместная с Louis Dreyfus компания «Русэлко», подконтрольные которой мощности по хранению входили в тройку крупнейших в стране. Но и неудач было немало: купленный в 2001 г. один из крупнейших в Нижегородской области свинокомплексов – «Ильиногорское» «Агрос» продал уже через год, сославшись на отсутствие земли и комбикормового завода. Получить контроль над Таганским мясокомбинатом, крупнейшим в Европе Ленинградским комбинатом хлебопродуктов им. Кирова, свинокомплексом «Смолмясо» так и не удалось. А в 2004 г. Glencore сманила у «Агроса» всю зерновую команду. «Когда в течение четырех лет компания не начала показывать ярких результатов, интерес к ней пропал», – вспоминает один из бывших менеджеров «Агроса». Фактические темпы роста этого бизнеса ни по объемам, ни по прибыли не совпали с ожиданиями акционеров, констатирует он. В результате из агроактивов у «Интерроса» оставались лишь макаронный бизнес (три фабрики, проданы в 2007 г.), доля в «Русэлко» (о продаже доли «Агрос» не объявлял, но на сайте LD называет себя единственным владельцем 12 элеваторов в России, два участника рынка также называют LD единственным владельцем компании) и «Ставропольский бройлер».

Покупателем «Ставропольского бройлера», как заявил первый зампред правительства Ставропольского края Юрий Белый, слова которого цитирует «Интерфакс», стала группа «Ресурс». Источник в «Интерросе» подтвердил, что покупателем стал «Ресурс». Об этом знает также бывший менеджер «Агроса». Представители ГАП «Ресурс» Андрей Саванюк и «Ставропольского бройлера» Максим Матвеев комментировать сделку отказались. Связаться с Белым в пятницу не удалось.

«Ресурс» с объемом производства 75 600 т – шестой по объему производитель мяса птицы с долей рынка в 2,8%, говорится в отчете группы «Черкизово» за 2010 г. По данным сайта группы «Ресурс», в ее состав входят два птицеперерабатывающих комплекса совокупной годовой мощностью 120 000 т продукции, шесть племенных и 14 бройлерных предприятий, пять инкубационных комплексов, два комбикормовых завода и элеватор. «Ставропольский бройлер», по словам Матвеева, в 2010 г. произвел 49 000 т мяса птицы. Получается, что доля рынка «Ресурса» с учетом «Ставропольского бройлера» в прошлом году составила бы 4,6% (5-е место).

«Продажа «Ставропольского бройлера» осуществлена на рыночных условиях, мы полностью удовлетворены сделкой», – говорит представитель «Интерроса». По данным «Интерроса», за восемь лет на модернизацию «Ставропольского бройлера» привлечено более $200 млн. Аналитик «Метрополя» Татьяна Бобровская оценивает стоимость компании, включая долг, в $100–150 млн. Источник, близкий к одной из сторон сделки, говорит, что сумма сделки составила около $160 млн.

Гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько считает, что неудачу в сельскохозяйственном проекте «Итеррос» потерпел из-за ряда ошибок, допущенных еще на самом старте. Во-первых, собственники недооценили риски отрасли и переоценили свои возможности; во-вторых – недооценили реальные сроки окупаемости сельхозпроектов; в-третьих – у «Агроса» изначально отсутствовал профильный фокус. К тому же в отличие от других отраслей возможности масштабирования в сельхозбизнесе гораздо ниже, обращает внимание Рылько.

Собственник российского производителя мяса птицы напоминает, что в начале 2000-х многих олигархов попросили поддержать сельское хозяйство. Кроме Потанина он называет Олега Дерипаску, который в 2002 г. на базе агрохолдинга «Кубань» (входит в «Базэл») начал развивать агробизнес в Усть-Лабинском районе Краснодарского края. Но не у всех было желание делать сельское хозяйство одним из значимых направлений бизнеса, как это сделал Дерипаска, продолжает он: сектор АПК требует огромных инвестиций, срок возврата иногда в разы выше, чем в других секторах.