Останки «Булгарии» тянут ко дну судоремонтный завод в Татарстане

Рембаза, в доке которой стоит поднятое со дна Куйбышевского водохранилища судно, каждый день несет убытки в 180 000 руб.
ИТАР-ТАСС

«Булгария», поднятая со дна Куйбышевского водохранилища, стоит в единственном плавдоке ЗАО «Ремонтная база флота им. Куйбышева» в пос. Затон им. Куйбышева с 26 июля. Пока она там, завод простаивает и каждый день несет убытки в 180 000 руб., накопилось уже 5,5–6 млн руб.",- говорит директор рембазы Наиль Вазыхов. За содержание судна должен платить владелец – Камское речное пароходство, однако между ним и рембазой нет договора об оказании услуг, а месяц назад о финансовой стороне вопроса никто не думал, сетует директор.

Судоремонтники подготовили договор постфактум и отправили его в пароходство, но собственник судна его не подписывает. «Сегодня утром я общался с директором [«Камского речного пароходства» Валерием] Незнакиным. Он сказал, что подписывать ничего не может – ему запрещает руководство», – рассказывает Вазыхов. По его словам, судовладельцы не согласны с суммой, в которую завод оценил свои расходы: 12,5 млн руб. с учетом затрат на ремонт дока и прохода, которые были повреждены при транспортировке «Булгарии».

Если хозяева «Булгарии» не отдадут деньги миром, завод готов идти в суд, сказал Вазыхов. Его, впрочем, беспокоят не столько текущие убытки, сколько перспектива. Пока почти все работники судоремонтного завода отправлены в отпуск. «Основной объем судоремонта приходится на зиму, идет сбор заказов. Если я сейчас не привлеку заказчиков, предприятие будет простаивать до 1 июля. Для нас это означает банкротство», – говорит Вазыхов.

В среду Вазыхов направил письмо в Следственный комитет РФ с просьбой ускорить начало утилизации судна. «Булгария» является вещественным доказательством, ее утилизация произойдет после завершения всех следственных действий, сказал «Ведомостям» сотрудник пресс-службы СКР. Источник «Ведомостей» в следственных органах рассказал, что незавершенными остаются некоторые экспертизы, статус вещдока сохранится за «Булгарией», «возможно, еще несколько недель и больше».

Поговорить с Незнакиным вчера не получилось: он на допросе, «связаться с ним невозможно, трубку он не возьмет», сказали «Ведомостям» в его приемной. Где сейчас находится основной собственник пароходства Михаил Антонов (52,52% ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» – у принадлежащей Антонову Antonov Group), никто не знает – Вазыхов слышал, что тот переехал на ПМЖ в Испанию, но утверждать не может. Второй акционер пароходства – Росимущество. Пресс-служба Росимущества не ответила на вопросы «Ведомостей» относительно оплаты содержания и утилизации «Булгарии».

Камское речное пароходство – убыточное, в 2010 г. при выручке 20,3 млн руб. чистый убыток составил 112 млн руб. (данные отчетности). ЗАО «Ремонтная база флота им. Куйбышева» финансовые показатели за прошлый год не публиковало, Вазыхов их не сообщил. В 2009 г. предприятие получило 5,7 млн руб. чистой прибыли при выручке 71 млн руб. (данные «СПАРК-Интерфакс»).

«При решении вопроса о том, с кого взыскивать убытки, надо учитывать, что они были причинены в результате проведения экспертизы по правилам уголовного производства, - говорит партнер «Казанского юридического центра» Тагир Назыров. - Соответственно, виновным в причинении убытков является инициатор экспертизы - государство. В данном случае завод должен взыскивать средства с того, кто ему это судно привез». По правилам уголовного производства бремя оплаты всех расходов производится за счет средств федерального бюджета (ст. 131,132 УПК РФ, ФЗ № 73 от 31 мая 2001 г.), говорит Назыров, а после вступления судебного решения в законную силу возможно взыскание убытков и с осужденного. Вариант взыскания средств с осужденных пока маловероятен – уголовные дела заведены только на Светлану Инякину, генерального директора «Аргоречтура» (субарендатора «Булгарии»), и старшего эксперта Камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова.

В подготовке статьи участвовал Алексей Никольский