Владимир Лисин консолидирует свой туристический судоходный бизнес

Владелец крупнейшего пассажирского флота в России Владимир Лисин консолидирует судоходный бизнес. Три судоходные компании, входящие в его UCL Holding, объединяются в одну. После крушения теплохода «Булгария» мелкий бизнес в этом сегменте рынка перестанет существовать

UCL Holding

Транспортный холдинг. Контролируется Владимиром Лисиным Оборот (2010 г.) – 31 млрд руб. Производственные показатели (2010 г.): грузооборот портов – 31,9 млн т грузов, грузовые перевозки – 13 млн т, перевозки пассажиров – 1 млн человек. Объединяет четыре порта (Морской порт Санкт-Петербург, Туапсинский и Таганрогский морские торговые порты, Универсальный перегрузочный комплекс в Усть-Луге), три пароходства (Северо-Западное, Волжское и Западное) и судоходные компании («В.Ф. Танкер», «Водоходъ», «Водоходъ-СПб», «Волга-флот-тур»), пять судостроительных и судоремонтных предприятий. Пассажирский флот насчитывает 69 судов: 29 трех- и четырехпалубных теплоходов средней вместимостью 312 человек для туристических круизов и 40 судов малого флота для речных прогулок и банкетов.

После крушения теплохода «Булгария» была критика в адрес владельцев судов, думаю, малые компании будут уничтожены, а останутся лишь большие холдинги», – говорит президент Ассоциации судовладельцев Евгений Зубарев. В июле министр транспорта Игорь Левитин заявил, что поддерживает идею по укрупнению бизнеса. Он призвал работать над мерами по вхождению на рынок пассажирских перевозок, создать клуб морских и речных капитанов, не допускать на рынок суда, не оснащенные системой «Глонасс», а также обязать перевозчика страховать пассажиров.

Вчера о консолидации бизнеса объявила транспортная группа UCL Holding: она объединит свои туристические судоходные компании – «Водоходъ» (организует туры по Москве), «Водоходъ – Санкт-Петербург» и «Волга-флот-тур» (Самара, Нижний Новгород) – и создаст единого оператора под брендом «Водоходъ». Цель реорганизации – укрупнение круизного дивизиона холдинга VBTH, входящего в UCL, сказал Дмитрий Бауков, пресс-секретарь UCL. Сделка, объясняет он, позволит оптимизировать систему управления, создаст единые стандарты качества турпродукта и поможет продвижению единого бренда.

В управление ООО «Водоходъ» войдут 26 четырехпалубных круизных теплоходов средней пассажировместимостью 250 человек, а также 24 единицы малого пассажирского флота, в том числе 11 скоростных судов типа «Метеор» и 13 прогулочных теплоходов. По результатам 2009 г. (данных о результатах «Водоход – Санкт-Петербург» за 2010 г. в СПАРК нет) суммарная выручка объединяемых компаний составила 2,7 млрд руб., чистая прибыль – 212,1 млн руб.

Начиная с навигации 2012 г. география работы объединенной компании будет включать рейсы из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары и Нижнего Новгорода. Будет введена единая система бронирования туров, ценовая политика останется на прежнем уровне, говорит Бауков.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты не смогли оценить весь судоходный рынок России, но его круизная часть оценивается в 8,2 млрд руб., этим видом транспорта в 2010 г. было перевезено более 400 000 человек.

В 2010 г. круизные компании холдинга UCL перевезли более 645 000 пассажиров, из них на круизных теплоходах – 130 000. В следующем году «Водоходъ» рассчитывает перевезти 700 000 человек, в том числе 139 000 – на круизных теплоходах, 163 000 – на прогулочных и 406 000 – на скоростных судах.

Крушение «Булгарии» обрушило рынок пассажирских речных перевозок. «Спрос на речные круизы упал на 50%», – говорит директор турфирмы «ИнтурВолга» Александр Елисеев. «Раньше мы продавали за сезон 10 000–12 000 путевок. В этом году, по предварительным оценкам, количество наших клиентов – всего 6500–7000», – подсчитал он. «Рынок просел минимум на 30%, пошла волна возвратов ранее купленных путевок, и навигация закончилась раньше срока – в начале сентября (обычно до конца октября)», – рассказывает управляющий директор ООО «Волга-флот-тур» Елена Борискина. По ее оценкам, рентабельность бизнеса речных пассажирских перевозок – 5–7%. Рентабельность бизнеса составляет меньше 10%, оценивает Олег Зеленков, управляющий директор круизной компании «Водоходъ – Санкт-Петербург», при этом доход приносят только пять месяцев в году (сезон с мая по октябрь). «Этот год для компании наиболее тяжелый, он закончится с убытком», – ожидает Зеленков. По его словам, падение продаж в этом сезоне составило 15–20%.

Выручка одного четырехпалубного теплохода за сезон варьируется от 70 млн до 80 млн руб., говорит Борискина, при этом свыше 90% доходов идет на ремонт судов и поддержание их в должном техническом состоянии.

Стоимость 14-дневного тура из Нижнего Новгорода до Санкт-Петербурга или Ростова-на-Дону – от 45 000 руб., трехдневного «тура выходного дня», например, до Чебоксар из Нижнего – от 6000 руб. на человека. «В этом году компания вынуждена была поднять цены на 7–10% (в среднем от 2000 до 5000 руб. на взрослого человека за один день тура), в том числе из-за роста цен на топливо», – объясняет Зеленков. «Доля расходов на топливо в общей структуре затрат – 35–40%», – добавляет он.