Статья опубликована в № 2948 от 28.09.2011 под заголовком: «Название игры для нас меняется», - Филипп Варен, председатель совета директоров PSA Peugeot Citroёn

Филипп Варен: "Те, кто получает больше, должны и платить больше"

Председатель совета директоров PSA Peugeot Citroёn Филипп Варен рассказывает, как компания перепозиционирует свои бренды, и доказывает, что завод в России развивается по плану
Bloomberg
1978

принят на должность исследователя в компанию Pechiney

1981

возглавляет группу стратегических исследований в Pechiney

1995

занимает пост вице-президента Pechiney, до этого работает на различных позициях в европейском и американском подразделениях

2003

становится гендиректором компании Corus

2009

с 1 июня занимает должность председателя совета директоров PSA

Шампанское для промышленника

Филипп Варен родился в столице Шампани, Реймсе, но для карьеры выбрал не виноделие, а тяжелую индустрию: «Я был в стальном и алюминиевом бизнесе, и это дало мне возможность работать с российскими компаниями. По прошествии 31 года на стороне поставщиков автомобильных компаний я решил перейти в автопром». Но в шампанском Варен разбирается очень хорошо: своим любимым он называет Krug 1990 года (это одна из самых уважаемых марок в Шампани и один из лучших урожаев в регионе за 50 лет).

PSA Peugeot Citroen

Автомобильный концерн. крупнейший акционер – семья Пежо – 46,26% голосующих акций. Финансовые показатели (шесть месяцев 2011 г.): выручка – 31,1 млрд евро, чистая прибыль – 806 млн евро. Продажи (шесть месяцев 2011 г.): 1,65 млн автомобилей (в том числе в России – 35 399).

Виды на Индию

PSA потратит 650 млн евро на строительство завода в Индии мощностью 165 000 машин в год. Компания начнет со сборки Peugeot 508. «Мы понимаем, что это не та модель, которая даст объемы, но мы сразу хотим позиционировать бренд в Индии на правильном уровне, – объясняет Варен. – А объемы мы собираемся делать на модели из нашего семейства С-класса и модели В+. Мы считаем, что сможем загрузить завод: у нас будет хорошая линейка автомобилей для рынка, который в течение 10 лет, несомненно, станет третьим по величине в мире». ведомости

Филипп Варен на протяжении 30 лет строил успешную карьеру в металлургическом бизнесе, но, когда ему поступило предложение возглавить крупнейшую автомобильную компанию Франции – PSA Peugeot Citroёn (состояние здоровья тогдашнего руководителя PSA, Кристиана Стреффа, резко ухудшилось), он не смог отказаться. Хотя чтобы принять такое предложение, стоило сотню раз подумать: шел 2009 год, самый разгар финансового кризиса, тяжелейшим образом сказавшегося на автопроизводителях. Но Варен не испугался взять рулевое колесо PSA в свои руки и добровольно оказался по другую сторону баррикад: проведя полжизни в компаниях – поставщиках автопрома, он стал их клиентом. И в новой должности стал даже более жестко, чем его предшественники, требовать от поставщиков снижения цен, обещая взамен увеличить закупки.

Стратегия снижения издержек с одновременным перепозиционированием брендов в более прибыльный сегмент сработала. PSA успешно преодолела кризис: за первое полугодие 2011 г. чистая прибыль компании составила 806 млн евро (даже больше, чем предполагалось), PSA располагает 7 млрд евро наличными и кредитными линиями еще на 4 млрд. Но второе полугодие для PSA (и мирового автопрома) будет хуже, предсказывает Варен: сырье дорожает, издержки увеличиваются, нестабильность на финансовых рынках растет... О том, как компания собирается противостоять этим неблагоприятным тенденциям, Филипп Варен рассказал «Ведомостям» в ходе Франкфуртского автосалона.

– Вы стали председателем совета директоров PSA Peugeot Citroёn в 2009 г. Что вы с тех пор изменили в компании, а что не стали менять и почему?

– Что мы сделали... Я говорю «мы», имея в виду себя и команду, а в команде произошли некоторые изменения. За продажи стал отвечать Жан-Марк Галес, за новые разработки – Гийом Фори, Грегуар Оливье переехал в Шанхай – он отвечает за бизнес в Азии (это показывает, какое значение мы уделяем этому региону, потому что один из пяти членов совета директоров теперь базируется в Шанхае); кроме того, мы создали новую должность – директора по программам менеджмента, ее занял Жан-Кристоф Кемар; Фредерик Сан-Жур сохранил пост финансового директора. Итак, первые перемены были в руководстве компании.

Второе, мы сформулировали наше видение более четко, у нашей группы три цели: стать глобальной; вывести оба наших бренда, Peugeot и Citroёn, в более высокий сегмент (и на наших стендах на салоне вы уже видите подтверждение этому: у Citroёn – с линейкой автомобилей DS, у Peugeot – общее движение вверх); улучшить эффективность работы группы: мы разработали трехлетний план на 2010–2012 гг., в соответствии с которым издержки должны снизиться на 3,7 млрд евро. Но, честно говоря, та экономическая ситуация, что сложилась в 2009 г., изменила для нас условия не в лучшую сторону, и теперь нам нужно уточнить наш план.

Это то, что мы уже сделали и сформулировали. Сейчас мы находимся на этапе внедрения этих идей.

Мы не стали менять некоторые ключевые элементы в компании. Такие, как дизайн – оба наших бренда имеют фантастические команды дизайнеров. Или технологии – у этой группы замечательные инженеры, мы первыми создали дизель-гибридный автомобиль. Но наша цель – использовать новые технологии глобально, а не беречь их только для Европы. Дизайн и технологии – для нас это основополагающие вещи, мы будем их развивать и улучшать.

– На протяжении многих лет самым главным конкурентом для сотрудников Citroёn были не Renault или Fiat, а другая компания вашей группы – Peugeot. Как вы ощущаете, сегодня PSA Peugeot Citroёn уже единая компания?

– Давайте будем честны: два бренда должны конкурировать. Но важно, что они осознали, что [противники] не внутри группы, а снаружи. Думаю, что для них это все более и более очевидно.

– Сырьевые товары дорожают на протяжении долгого времени. Какую стратегию выбрала в этих условиях ваша автомобильная компания?

– Мы находимся на том этапе развития, когда экономики ряда стран – России, Китая, Латинской Америки – растут очень быстро, что толкает вверх цены на сырье. Мы как компания должны делать все необходимое, чтобы снижать закупочные цены на переговорах. Но мы нашли и еще один вариант: сократить количество наших поставщиков, чтобы сэкономить на возросших объемах закупок. Мы поставили себе цель, чтобы к 2012 г. 50% наших закупок приходилось на 13 стратегических поставщиков. Еще один инструмент – вывод наших брендов в более высокую ценовую категорию: это означает более высокую маржу и делает нас менее зависимыми от колебаний цен на сырье. Плюс мы еще и сокращаем наши собственные расходы.

– Сейчас совершенно очевидно, что это была отличная идея менеджмента PSA Peugeot Citroёn: выделить ключевых поставщиков компании и предложить им существенно снизить цены, предложив взамен заработать на объеме. Скажите, тяжело было убедить их это сделать?

– Среди поставщиков идет консолидация, и наши поставщики становятся все больше и больше, превращаются в глобальных игроков. И старая схема, когда цены на переговорах с поставщиками устанавливаются ежемесячно, изжила себя. Мы с нашими поставщиками должны иметь совместные базы по цепочкам поставщиков, по ценообразованию и вместе делить заработанное. Да, наш подход к поставщикам очень требовательный и обязывающий, но если делать это с ограниченным числом поставщиков, то они на это идут.

– Вы довольны результатами PSA в первом полугодии? И каких итогов ждете в 2011 г. в целом?

– Результатами первой половины года мы очень довольны – они оказались даже чуть лучше наших ожиданий. Сегодня, когда я смотрю на компанию, я вижу очень хорошее глобальное развитие, мы сейчас реализуем семь проектов за пределами ЕС: строительство новых заводов по производству двигателей, производственных площадок в Китае, в Индии, в Калуге... Перепозиционирование наших брендов также идет достаточно динамично: посмотрите на Peugeot RCZ и 508, Citroёn DS5... Для меня вопрос, будет ли рост в Европе. По той книге заявок, что мы имеем сейчас, наши продажи в этом году будут такими же или чуть ниже, чем в прошлом. Но макроэкономическая ситуация – политический кризис евро, разложение финансового мира, в первую очередь банков, – мне сложно себе представить, что реальный мир окажется неуязвим для этих проблем. То есть нам нужно готовить нашу группу, которая в очень значительной степени все еще остается европейской, к очень небольшому росту, а то и снижению в грядущие месяцы. Второе полугодие 2011 г. будет безусловно хуже, чем первое. Цены на сырье на этот период уже зафиксированы, контракты заключены, а по биржевым товарам – алюминию, меди – мы захеджированы. И тем не менее мы уже объявили, что по итогам года ожидаем сокращения ранее запланированной операционной прибыли на 700 млн евро из-за роста цен на сырьевые товары.

– Ваш предшественник Кристиан Стрефф полагал, что PSA должна производить локальные автомобили для локальных рынков. Каково ваше видение?

– Для меня это по-прежнему актуально. Потому что у нас ограниченное число моделей, которые могут «путешествовать по миру»: Peugeot 508, 3008, Citroёn DS5. А основная масса наших автомобилей приходится на B- и С-сегменты – эти машины должны производиться локально.

– Продажи Peugeot и Citroёn в России растут быстрее рынка в целом. Но при открытии завода в Калуге ваша компания заявляла, что его производственные мощности составят 150 000 машин в год с возможным увеличением до 300 000. Между тем за первые восемь месяцев этого года ваш калужский завод собрал только 26 000 автомобилей. Почему и как вы собираетесь активизировать производство?

– Мы всегда говорили, что производство в Калуге начнется в 2012 г., и мы это сделаем. Пока же мы лишь собираем там Peugeot 308 и Citroёn С4, а также кроссоверы совместно с Mitsubishi. Мы не выйдем на заявленную мощность и в следующем году, но мы движемся абсолютно в соответствии с намеченным планом. Peugeot 308 и Citroёn С4 – наши самые популярные машины в России, но мы много продаем и легких коммерческих автомобилей – Россия большой рынок для LCV.

– Mitsubishi Motors производит для PSA кроссоверы на базе Mitsubishi Outlander. Но у японцев есть и кроссовер меньшего размера, ASX – в классе, сейчас очень популярном в Европе. Все ждут объявления, когда начнется производство кроссоверов Peugeot и Citroёn на базе ASX и будут ли они собираться в России.

– Мы уже договорились об этом. Производство будет в Японии, подробности об автомобилях мы сообщим в течение нескольких недель. В России эту модель собирать не планируется.

– Ваши конкуренты – Volkswagen, Hyundai, Kia разработали модели для российского рынка. Ваша группа что-нибудь специальное для России готовит?

– Исследования, которые мы провели, показывают, что Peugeot 308 и новый Citroёn С4, который мы выпускаем в Калуге, отвечают всем запросам клиентов. Мы лишь совершаем некоторые переделки в соответствии с российскими реалиями – например, качеством топлива или дорожного покрытия.

– Может ли Citroёn Metropolis стать серийной машиной? Например, под именем DS8?

– Ответ абсолютно ясен. Я говорил вам, что наши бренды перепозиционируются в более высокую нишу. За последние 20 месяцев мы выпустили три новых модели DS: DS3, DS4, DS5. Мы продали 110 000 штук DS3, хотя рассчитывали продавать только по 80 000 штук в год. DS4 мы хотели продавать по 40 000, но с июля по середину сентября продали уже 15 000. Продажи DS5 мы планируем на уровне 40 000 штук в Европе и 40 000 в Китае.

Мы создаем второе СП в Китае. Первое – с Dongfeng Motors – выпускает Peugeot и Citroёn. Второе – c Changan Automotive Group – будет выпускать Citroёn DS и локальную модель. В Китае DS вообще может стать отдельным направлением со специально отобранными дилерами. Но в линейке DS мы имеем всего три модели, причем DS4 находится в сегменте С, а в этом сегменте в Китае мы будем выпускать еще две модели: кроссовер и седан. Так что для расширения модельного ряда DS нам нужна в Китае более крупная машина, и многие идеи, использованные в концепте Metropolis, в ней будут использованы. Какой будет номер у этого DS, пока не скажу.

– Автомобили Peugeot и Citroёn перепозиционируются. Сегодня ваши конкуренты – Renault, VW, Fiat, Ford. В будущем вы видите своих конкурентов среди эти марок или собираетесь соперничать с Audi, BMW и Mercedes-Benz?

– Выводы делать, конечно же, вам. Но когда мы продаем Peugeot 508, мы проводим исследование, как люди выбирают машину, между чем и чем. Большинство из этих брендов – немецкие. Peugeot RCZ – бестселлер в своем классе в Европе. 70% покупателей DS – новые клиенты Citroёn, и они пришли не от итальянских брендов. Название игры для нас меняется. Сегодня 17% наших доходов мы получаем от продажи машин, которые мы классифицируем в премиум-сегменте – 508, RCZ, линейка DS, все купе-кабриолеты...

– Для Citroёn вы создали премиум-линейку DS. В Peugeot тем же путем пойти не собираетесь? Или хотите тянуть наверх весь бренд?

– Нельзя идти одной и той же дорогой. Citroёn останется в мейнстриме, но у него есть DS, у Peugeot меняются все модели. Когда вы в будущем году увидите новый автомобиль Peugeot В-сегмента, вы убедитесь, что он стал намного более высококлассным.

– Вы один из 16 французских топ-менеджеров и бизнесменов, подписавших в августе открытое письмо с призывом обложить богатых французов дополнительными налогами. Зачем вы это сделали?

– Ситуация во французской экономике очень непростая, накопленный уровень госдолга не позволяет ей развиваться. Чтобы быть более конкурентоспособной, необходимы структурные изменения. А чтобы двигаться вперед, необходимо сокращать расходы и вводить новые налоги. Я всегда говорил, что когда дела идут хорошо, то люди должны пользоваться плодами своего труда, но когда дела идут не очень – как сейчас, – платить должны все. И те, кто получает больше, должны и платить больше.

– И какова была реакция французского правительства, вас обложат дополнительными налогами?

– О, реакция была очень быстрой. (Смеется.) Правительство собирается получить 12 млрд евро дополнительных доходов, из которых около 11 млрд – за счет налогов.

– А с вашей семьей вы советовались, перед тем как подписать это письмо?

– Нет, я советовался с нашим директором по связям с общественностью. (Смеется.)

– И что вам сказала жена, когда прочла письмо?

– Она меня поняла. Что очень важно, это письмо породило большую дискуссию в обществе. Потому что нам во Франции очень нужна дискуссия о текущем состоянии дел. Конкурентоспособность нашей промышленности находится не на должном уровне, и ее доля в ВВП страны падает – год за годом и быстрее, чем в Германии! Эту ситуацию надо переломить.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать