"Утконос" выходит из сети

Интернет-гипермаркет «Утконос» сократил розничную сеть за последний год больше чем в два раза. Ритейлер централизует доставку заказов, а освобождающиеся розничные точки собирается превратить в полноценные супермаркеты

«Утконос»

сеть доставки товаров на дом, развивает ООО «Новый импульс – 50». Финансовые показатели (РСБУ, 2010 г., данные «СПАРК-Интерфакса»): выручка – 8,94 млрд руб., чистый убыток – 2,5 млрд руб. Основной владелец – акционер «Северстали» Алексей Мордашов.

В середине 2010 г. у интернет-магазина «Утконос», занимающегося доставкой продуктов питания в Москве и Московской области, было около 160 розничных точек, сейчас – 60, и компания думает над тем, как поступить с оставшимися. «11 лет назад, когда появился первый «Утконос», мир был другим: мода на железные двери в квартирах и очень низкое проникновение интернета. Тогда розничные точки, где можно было сделать заказ через специальный терминал в электронном каталоге, а на следующий день забрать его, были самым логичным способом общаться с клиентом», – рассказывает генеральный директор «Утконоса» Владимир Рюмин. Сейчас, продолжает он, с доступом в интернет у москвичей проблемы нет и необходимость в розничных точках как единственном месте для связи с клиентами отпала.

В последние полтора года ритейлер оптимизировал розничную сеть, рассказывает Рюмин: закрывал убыточные и неформатные точки, открывая, например, вместо четырех маленьких магазинов один большой. «Сейчас у нас около 60 точек. Это не магазины в прямом смысле, а, скорее, звенья технологической цепи, где происходит окончательное формирование заказа для последующей доставки», – объясняет Рюмин. Компания отправляет заказанные товары в больших грузовиках из распределительного центра в Южном Бутове в розничные точки. Там комплектовщики собирают отдельные заказы, и легковые машины развозят их клиентам по близлежащим районам. Компания использует собственный парк из 500 грузовых и легковых автомобилей. Стандартная розничная точка «Утконоса» использует 5–10% торгового пространства под обычный магазин с товарами повседневного спроса, еще около 20% занимает зона выдачи заказов, сделанных через интернет, и оставшиеся 70–75% площади – технологическая зона, в которой формируется заказ.

«Мы ищем пути изменения и упрощения технологии, чтобы все заказы формировались непосредственно на центральном складе и, минуя розничные точки, шли прямо к клиенту», – говорит гендиректор «Утконоса». Центральный распредцентр «Утконоса» – это склад площадью 44 000 кв. м с зонами для хранения разных групп товаров. Ассортимент превышает 20 000 товаров. Новая схема доставки товара, рассчитывает Рюмин, позволит компании снизить издержки и повысить рентабельность. Пока, следует из отчетности ООО «Новый импульс – 50» (операционная компания сети «Утконос») в СПАРК, бизнес интернет-магазина не приносит прибыли: при выручке 8,94 млрд руб. в 2010 г. по РСБУ компания получила 2,5 млрд руб. чистого убытка. Высвобождающиеся розничные точки, по его словам, компания может превратить в обычные магазины. «Пока это только идея, но мы думаем сделать их обычными магазинами «у дома», – говорит Рюмин.

Исторически «Утконос» развивал и розничную сеть, и интернет-магазин, таким образом соединяя в единую систему две разные модели продаж, напоминает представитель интернет-магазина «Ютинет.ру» Михаил Ятковский. «Экономическая эффективность этого гибрида вызывала обоснованное недоумение у участников рынка. В интернет-коммерции, в отличие от традиционной розницы, наличие собственной материальной базы – складов, распределительных центров, большого парка грузового транспорта – не является ключевым конкурентным преимуществом. И потому вполне логично, что «Утконос» пошел по пути оптимизации своих ресурсов – складских и логистических», – рассуждает Ятковский.

Ozon.ru, второй после «Утконоса» по выручке российский интернет-магазин, пошел по другому пути: он, напротив, старается увеличить количество точек выдачи заказов. Сейчас их около 1000 – как собственных, так и в магазинах-партнерах, например в «Евросети». «Хранение, комплектация заказов и их упаковка происходят на нашем центральном складе в Твери, откуда товар развозится получателям. На своем опыте мы обнаружили, что чем больше пунктов выдачи, чем мы ближе к клиенту, тем выше вероятность заказа», – объясняет представитель Ozon Михаил Осин.