X5 обещает снижение спроса

X5 Retail Group первой из розничных компаний заявила, что проблемы в мировой и российской экономике уже привели к спаду потребительской активности россиян. До конца года спрос на продукты продолжит снижаться, ждет Х5
Д.Гришкин

X5 Retail Group

Розничная компания. Крупнейший акционер – «Альфа-групп» (47,86%). Капитализация (LSE) – $6,57 млрд. Выручка – $7,87 млрд (1-е полугодие 2011 г., МСФО). EBITDA – $566 млн. Чистая прибыль – $170,3 млн.

Российские потребители сократили расходы на фоне нестабильных экономических условий в России и мире, сообщил крупнейший по выручке российский ритейлер X5 (управляет магазинами «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»). Сопоставимые продажи (LFL, по магазинам, работающим больше года) Х5 в III квартале выросли всего на 4% – благодаря увеличению среднего чека на 8% (покупателей было меньше на 4%). За первое полугодие компания нарастила LFL-продажи на 11% при росте трафика на 3%. К тому же интеграция сети «Копейка», купленной Х5 в конце прошлого года, оказывает более заметное отрицательное влияние на продажи, чем ожидалось, указывает Х5. LFL выручка «Копейки» в III квартале сократилась на 11% при сокращении трафика на 15%.

За девять месяцев X5 увеличила выручку на 40% до 329,2 млрд руб., но в III квартале рост был ниже – плюс 32% (105 млрд руб.; все по сравнению с теми же месяцами прошлого года). В IV квартале динамика может снизиться примерно до 20%, сообщил гендиректор Х5 Андрей Гусев в ходе телефонной конференции. Ухудшение макроэкономической ситуации в стране может ускорить снижение покупательской активности в IV квартале и в дальнейшем, предупреждает Х5. В итоге ритейлер снизил прогноз роста выручки на 2011 г. с 40 примерно до 35%, предупредив об ухудшении рентабельности бизнеса. Котировки акций Х5 на Лондонской фондовой бирже рухнули на 9% после сообщения компании и к концу дня – на 10,3% (индекс FT Russia IOB, включающий бумаги российских компаний, вырос на 3,8%).

Корректировать прогнозы ритейлеров заставляет не спад потребления, а более низкая продовольственная инфляция, убежден представитель сети «Магнит», основного конкурента Х5, Олег Гончаров. «За девять месяцев 2010 г. продовольственная инфляция составила 8,4%, а за первые девять месяцев этого года цены на продукты выросли на 2,1%. До конца года инфляция может ускориться, но прошлогодних показателей не достигнет», – говорит он. «Магнит» снижал прогноз роста выручки в этом году уже дважды: с «не менее 49%» до 46–48% в середине года и до 43–48% в конце августа. «Разумеется, что в начале года мы ориентировались на тренд продовольственной инфляции 2010 г.», – объясняет Гончаров. «Более низкая, чем ожидалось, продовольственная инфляция – существенный фактор для корректировки прогнозов по динамике выручки на этот год», – соглашается и представитель сети «O’кей». Продуктовая розница, продолжает Гончаров, меньше других отраслей подвержена влиянию макроэкономических факторов: «Кризисы в экономике не избавляют человека от потребности в пище».

Представитель сети премиальных супермаркетов «Азбука вкуса», потерявшей в кризис конца 2008 – 2009 г. примерно 10% покупателей, говорит, что сейчас ритейлер не чувствует перемен в потреблении. Не фиксирует спада продаж и непродовольственная розница. «Точные показатели продаж компании будут опубликованы через неделю, но ощущения глубокого падения или роста не наблюдается», – говорит Денис Давыдов, директор по связям с инвесторами «М.видео».

За восемь месяцев, по данным Росстата, розничные продажи в России выросли на 5,6%, зарплаты – на 2,3%; в сентябре продолжили расти продажи автомобилей, напоминает аналитик «Ренессанс капитала» Наталья Загвоздина. Это, по ее мнению, свидетельствует о том, что значительного замедления потребительского спроса не происходит. «Потребитель будет корректировать расходы, но не так драматично», – уверена Загвоздина. «Продуктовая инфляция – негативный фактор для всего розничного рынка, но он ожидаем и не объясняет такой глубины коррекции прогноза», – считает она.

«Слабые макроэкономические условия могут быть оправданием для Х5, а истинная причина для снижения прогноза выручки и рентабельности – внутренняя», – написали в обзоре по отчетности аналитики «ВТБ капитала». Снижение трафика в магазинах Х5 связано скорее с собственными проблемами Х5, чем с внешними экономическими факторами, соглашаются аналитики Credit Suisse.

У Загвоздиной есть объяснение: она полагает, что Х5 столкнулась с канибализацией трафика своих старых магазинов новыми. «У компании слишком высокая концентрация продаж в Московском регионе и Центральном федеральном округе. Она достигла 57%, год назад – 52%», – говорит аналитик.