Статья опубликована в № 2957 от 11.10.2011 под заголовком: X5 садится на диету

X5 обещает снижение спроса

X5 Retail Group первой из розничных компаний заявила, что проблемы в мировой и российской экономике уже привели к спаду потребительской активности россиян. До конца года спрос на продукты продолжит снижаться, ждет Х5
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Д.Гришкин
X5 Retail Group

Розничная компания. Крупнейший акционер – «Альфа-групп» (47,86%). Капитализация (LSE) – $6,57 млрд. Выручка – $7,87 млрд (1-е полугодие 2011 г., МСФО). EBITDA – $566 млн. Чистая прибыль – $170,3 млн.

Российские потребители сократили расходы на фоне нестабильных экономических условий в России и мире, сообщил крупнейший по выручке российский ритейлер X5 (управляет магазинами «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»). Сопоставимые продажи (LFL, по магазинам, работающим больше года) Х5 в III квартале выросли всего на 4% – благодаря увеличению среднего чека на 8% (покупателей было меньше на 4%). За первое полугодие компания нарастила LFL-продажи на 11% при росте трафика на 3%. К тому же интеграция сети «Копейка», купленной Х5 в конце прошлого года, оказывает более заметное отрицательное влияние на продажи, чем ожидалось, указывает Х5. LFL выручка «Копейки» в III квартале сократилась на 11% при сокращении трафика на 15%.

За девять месяцев X5 увеличила выручку на 40% до 329,2 млрд руб., но в III квартале рост был ниже – плюс 32% (105 млрд руб.; все по сравнению с теми же месяцами прошлого года). В IV квартале динамика может снизиться примерно до 20%, сообщил гендиректор Х5 Андрей Гусев в ходе телефонной конференции. Ухудшение макроэкономической ситуации в стране может ускорить снижение покупательской активности в IV квартале и в дальнейшем, предупреждает Х5. В итоге ритейлер снизил прогноз роста выручки на 2011 г. с 40 примерно до 35%, предупредив об ухудшении рентабельности бизнеса. Котировки акций Х5 на Лондонской фондовой бирже рухнули на 9% после сообщения компании и к концу дня – на 10,3% (индекс FT Russia IOB, включающий бумаги российских компаний, вырос на 3,8%).

Корректировать прогнозы ритейлеров заставляет не спад потребления, а более низкая продовольственная инфляция, убежден представитель сети «Магнит», основного конкурента Х5, Олег Гончаров. «За девять месяцев 2010 г. продовольственная инфляция составила 8,4%, а за первые девять месяцев этого года цены на продукты выросли на 2,1%. До конца года инфляция может ускориться, но прошлогодних показателей не достигнет», – говорит он. «Магнит» снижал прогноз роста выручки в этом году уже дважды: с «не менее 49%» до 46–48% в середине года и до 43–48% в конце августа. «Разумеется, что в начале года мы ориентировались на тренд продовольственной инфляции 2010 г.», – объясняет Гончаров. «Более низкая, чем ожидалось, продовольственная инфляция – существенный фактор для корректировки прогнозов по динамике выручки на этот год», – соглашается и представитель сети «O’кей». Продуктовая розница, продолжает Гончаров, меньше других отраслей подвержена влиянию макроэкономических факторов: «Кризисы в экономике не избавляют человека от потребности в пище».

Представитель сети премиальных супермаркетов «Азбука вкуса», потерявшей в кризис конца 2008 – 2009 г. примерно 10% покупателей, говорит, что сейчас ритейлер не чувствует перемен в потреблении. Не фиксирует спада продаж и непродовольственная розница. «Точные показатели продаж компании будут опубликованы через неделю, но ощущения глубокого падения или роста не наблюдается», – говорит Денис Давыдов, директор по связям с инвесторами «М.видео».

За восемь месяцев, по данным Росстата, розничные продажи в России выросли на 5,6%, зарплаты – на 2,3%; в сентябре продолжили расти продажи автомобилей, напоминает аналитик «Ренессанс капитала» Наталья Загвоздина. Это, по ее мнению, свидетельствует о том, что значительного замедления потребительского спроса не происходит. «Потребитель будет корректировать расходы, но не так драматично», – уверена Загвоздина. «Продуктовая инфляция – негативный фактор для всего розничного рынка, но он ожидаем и не объясняет такой глубины коррекции прогноза», – считает она.

«Слабые макроэкономические условия могут быть оправданием для Х5, а истинная причина для снижения прогноза выручки и рентабельности – внутренняя», – написали в обзоре по отчетности аналитики «ВТБ капитала». Снижение трафика в магазинах Х5 связано скорее с собственными проблемами Х5, чем с внешними экономическими факторами, соглашаются аналитики Credit Suisse.

У Загвоздиной есть объяснение: она полагает, что Х5 столкнулась с канибализацией трафика своих старых магазинов новыми. «У компании слишком высокая концентрация продаж в Московском регионе и Центральном федеральном округе. Она достигла 57%, год назад – 52%», – говорит аналитик.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more