Статья опубликована в № 2970 от 28.10.2011 под заголовком: Конкистадоры из Норильска

«Норникель» решил выбиться в мировые лидеры по капитализации

«Норникель» решил выбиться в мировые лидеры по капитализации за счет зарубежной экспансии и сдержанной дивидендной политики. Эксперты считают эту стратегию компании чересчур амбициозной
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
С.Портер

Вчера совет директоров «Норникеля» утвердил стратегию развития до 2025 г., сообщила компания. Правда, не обошлось без конфликта: «Интеррос» стратегию поддержал, а вот члены совета директоров от UC Rusal – Олег Дерипаска и заместитель гендиректора Максим Соков – во вчерашнем заседании не участвовали. «Норникель» не предоставил представителям UC Rusal материалы к заседанию, сообщил алюминиевый холдинг. Представители UC Rusal не подписали соглашение о конфиденциальности и поэтому не получили окончательный вариант, передал «Норникель» объяснение председателя комитета по стратегии Брэда Миллса. Но Соков участвовал в рассмотрении всех материалов утвержденной сегодня стратегии, подчеркивает Миллс. Как распределились голоса оставшихся директоров, «Норникель» не сообщает.

Цель новой стратегии «Норникеля» – через 14 лет войти в пятерку мировых горно-металлургических компаний по капитализации, сообщила компания. В презентации стратегии назван и желаемый ориентир – $140–250 млрд. Если рентабельность проектов, в которые инвестирует «Норникель», будет составлять около 20%, а дивиденды будут выплачиваться на уровне 25%, то капитализация компании может дорасти примерно до $250 млрд, а если возвращать акционерам 100% свободного денежного потока, то вырасти удастся лишь до $140 млрд. Для сравнения: вчера капитализация «Норникеля» составляла $39,2 млрд, а крупнейшей горнодобывающей компании мира BHP Billiton – $202,1 млрд. Названные ориентиры по капитализации чересчур амбициозны, считает аналитик «Уралсиб кэпитал» Дмитрий Смолин. Сейчас горнодобывающие компании в среднем оцениваются на уровне 5–6 EBITDA, а по обозначенным в стратегии показателям получается, что в 2025 г. компания будет оценена максимум в 17 EBITDA.

Достичь такого уровня российскому горнодобывающему гиганту поможет модернизация нынешнего производства, продуктовая и географическая диверсификация, следует из презентации. Еще в 2007 г. «Норникель» купил канадского конкурента LionOre за $6,5 млрд и лицензию на угольное месторождение на Таймыре. Но тогда экспансию остановили кризис и первый конфликт крупнейших акционеров.

Новая стратегия потребует $37,6 млрд инвестиций, говорится в презентации. К 2025 г. компания собирается производить около 0,5 млн т никеля, 1 млн т меди и около 200 000 т металлов платиновой группы и золота, причем производство никеля и меди на зарубежных предприятиях должно сравняться с российским показателем, говорится в презентации. Направления зарубежной экспансии известны: это Индонезия, Латинская Америка, Ботсвана, рассказывал гендиректор «Норникеля» Владимир Стржалковский. Первые проекты возможны уже в этом году, указано в документах.

Ранее Стржалковский говорил, что компанию интересуют активы стоимостью не менее $100 млн. Интересны «Норникелю» и месторождения угля и железной руды в регионах присутствия.

Все это позволит компании диверсифицировать структуру выручки. Сейчас около 46% ее дает продажа никеля, 23% – меди, еще 18% – платины и палладия. Через 14 лет никель должен приносить 31%, медь – 18%, доля платины и палладия должна увеличиться до 26%, новая продукция (молибденовый и железистый концентраты) должна занять до 4%, говорится в документе. Сама выручка по замыслу «Норникеля» должна удвоиться в сравнении с 2010 г. примерно до $30 млрд, EBITDA – до $14,3 млрд, а чистая прибыль – в 3,2 раза почти до $10 млрд, рассказывают два близких к компании источника.

UC Rusal выступает против этих планов «Норникеля». Соков участвовал в обсуждении стратегии на заседаниях комитета по стратегии. В UC Rusal считают, что географическая диверсификация с точки зрения себестоимости разрушит основное преимущество «Норникеля», заявил представитель алюминиевого холдинга. Ведь сейчас себестоимость российской продукции «Норникеля» – одна из самих низких в мире (сопоставима лишь с китайской JNMC и одним предприятием BHP). UC Rusal также выступала против обсуждавшейся комитетом продуктовой диверсификации в широком формате, которая позволяет «Норникелю» уходить совершенно в любые продукты, и против дальнейшего проведения обратных выкупов акций, считая наиболее справедливым способом распределения прибыли выплату дивидендов, перечисляет претензии представитель UC Rusal.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more