«Норникель» решил выбиться в мировые лидеры по капитализации

«Норникель» решил выбиться в мировые лидеры по капитализации за счет зарубежной экспансии и сдержанной дивидендной политики. Эксперты считают эту стратегию компании чересчур амбициозной
С.Портер

Вчера совет директоров «Норникеля» утвердил стратегию развития до 2025 г., сообщила компания. Правда, не обошлось без конфликта: «Интеррос» стратегию поддержал, а вот члены совета директоров от UC Rusal – Олег Дерипаска и заместитель гендиректора Максим Соков – во вчерашнем заседании не участвовали. «Норникель» не предоставил представителям UC Rusal материалы к заседанию, сообщил алюминиевый холдинг. Представители UC Rusal не подписали соглашение о конфиденциальности и поэтому не получили окончательный вариант, передал «Норникель» объяснение председателя комитета по стратегии Брэда Миллса. Но Соков участвовал в рассмотрении всех материалов утвержденной сегодня стратегии, подчеркивает Миллс. Как распределились голоса оставшихся директоров, «Норникель» не сообщает.

Цель новой стратегии «Норникеля» – через 14 лет войти в пятерку мировых горно-металлургических компаний по капитализации, сообщила компания. В презентации стратегии назван и желаемый ориентир – $140–250 млрд. Если рентабельность проектов, в которые инвестирует «Норникель», будет составлять около 20%, а дивиденды будут выплачиваться на уровне 25%, то капитализация компании может дорасти примерно до $250 млрд, а если возвращать акционерам 100% свободного денежного потока, то вырасти удастся лишь до $140 млрд. Для сравнения: вчера капитализация «Норникеля» составляла $39,2 млрд, а крупнейшей горнодобывающей компании мира BHP Billiton – $202,1 млрд. Названные ориентиры по капитализации чересчур амбициозны, считает аналитик «Уралсиб кэпитал» Дмитрий Смолин. Сейчас горнодобывающие компании в среднем оцениваются на уровне 5–6 EBITDA, а по обозначенным в стратегии показателям получается, что в 2025 г. компания будет оценена максимум в 17 EBITDA.

Достичь такого уровня российскому горнодобывающему гиганту поможет модернизация нынешнего производства, продуктовая и географическая диверсификация, следует из презентации. Еще в 2007 г. «Норникель» купил канадского конкурента LionOre за $6,5 млрд и лицензию на угольное месторождение на Таймыре. Но тогда экспансию остановили кризис и первый конфликт крупнейших акционеров.

Новая стратегия потребует $37,6 млрд инвестиций, говорится в презентации. К 2025 г. компания собирается производить около 0,5 млн т никеля, 1 млн т меди и около 200 000 т металлов платиновой группы и золота, причем производство никеля и меди на зарубежных предприятиях должно сравняться с российским показателем, говорится в презентации. Направления зарубежной экспансии известны: это Индонезия, Латинская Америка, Ботсвана, рассказывал гендиректор «Норникеля» Владимир Стржалковский. Первые проекты возможны уже в этом году, указано в документах.

Ранее Стржалковский говорил, что компанию интересуют активы стоимостью не менее $100 млн. Интересны «Норникелю» и месторождения угля и железной руды в регионах присутствия.

Все это позволит компании диверсифицировать структуру выручки. Сейчас около 46% ее дает продажа никеля, 23% – меди, еще 18% – платины и палладия. Через 14 лет никель должен приносить 31%, медь – 18%, доля платины и палладия должна увеличиться до 26%, новая продукция (молибденовый и железистый концентраты) должна занять до 4%, говорится в документе. Сама выручка по замыслу «Норникеля» должна удвоиться в сравнении с 2010 г. примерно до $30 млрд, EBITDA – до $14,3 млрд, а чистая прибыль – в 3,2 раза почти до $10 млрд, рассказывают два близких к компании источника.

UC Rusal выступает против этих планов «Норникеля». Соков участвовал в обсуждении стратегии на заседаниях комитета по стратегии. В UC Rusal считают, что географическая диверсификация с точки зрения себестоимости разрушит основное преимущество «Норникеля», заявил представитель алюминиевого холдинга. Ведь сейчас себестоимость российской продукции «Норникеля» – одна из самих низких в мире (сопоставима лишь с китайской JNMC и одним предприятием BHP). UC Rusal также выступала против обсуждавшейся комитетом продуктовой диверсификации в широком формате, которая позволяет «Норникелю» уходить совершенно в любые продукты, и против дальнейшего проведения обратных выкупов акций, считая наиболее справедливым способом распределения прибыли выплату дивидендов, перечисляет претензии представитель UC Rusal.