Международные ритейлеры верят в покупательскую способность России

Россия вошла в список самых перспективных стран для международных ритейлеров в 2012 г. Наиболее активно открывать новые магазины планируют продавцы недорогой одежды, в то время как продавцы электроники почти заморозят экспансию

В пятерку самых привлекательных для развития ритейлеров европейских стран вошли Италия, Германия, Россия, Испания и Франция, выяснила консалтинговая компания CB Richard Ellis (CBRE), опросив 178 крупных европейских и международных розничных компаний.

В Италии планируют в 2012 г. открывать магазины 47% опрошенных компаний. Хотя прогноз по потребительским расходам в этой стране не самый хороший, невысокие цены на недвижимость дают международным ритейлерам больше возможностей для развития, пишет CBRE в своем ежегодном исследовании.

Россия за счет сильной экономики и прогнозов роста уровня потребительских расходов поднялась с шестого места на третье – 35% респондентов планируют открывать здесь новые магазины. Но привлекательность России для международных марок связана с объемом свободных помещений под магазины. «Бренды заходят в город вместе с торговыми центрами. Новых предложений сейчас немного, борьба идет за каждый достойный объект торговой недвижимости», – рассказывает руководитель отдела исследований и консалтинга компании «Магазин магазинов» Андрей Васюткин. Польша, например, из-за дефицита торговых помещений опустилась в списке приоритетных стран со второго места на 10-е.

Ритейлеры, работающие в секторе Value & Denim (сети повседневной одежды сегмента масс-маркет), откроют в следующем году в среднем около 36 магазинов каждый – больше, чем любые другие ритейлеры, показало исследование СBRE. В 2011 г. они собирались открывать в среднем по 30,3 магазина, следует из данных прошлогоднего опроса.

Продовольственные сети, которые год назад лидировали по числу открытий, на 2012 г. запланировали в среднем по 27 новых магазинов. На фоне разворачивающегося в Европе кризиса многие покупатели начали переходить на покупки менее дорогих товаров, что снова дает возможность дискаунтерам нарастить свою рыночную долю, объясняют авторы исследования.

Сети, торгующие электроникой и бытовой техникой, напротив, вдвое сократили планы на 2012 г. по сравнению с этим годом. Они намерены открывать в среднем по 10 новых магазинов на всю Европу. Потребители сокращают количество крупных покупок, а мелкие бытовые товары все чаще приобретают через интернет-магазины, объясняется эта тенденция в исследовании CBRE.

Несмотря на проблемы европейских стран, люксовый ритейл чувствует себя комфортно, отмечают авторы опроса. Продавцы предметов роскоши планируют в среднем открывать по 15 магазинов в 2012 г. – даже чуть больше, чем в 2011 г. Выводы CBRE подкрепляют данные вышедшего ранее отчета консалтинговой компании Bain & Co. Она прогнозирует, что мировой рынок товаров класса люкс в 2011 г. вырастет на 10% – до рекордных 191 млрд евро.

В целом инвестиционная политика розничных сетей стала более осторожной, отмечают эксперты CBRE: о намерении продолжать активную экспансию и открыть в 2012 г. в Европе более пяти магазинов заявили 71% респондентов, тогда как год назад таких компаний было 75%. Правда, напоминают в CBRE, в кризисный 2009 год открытия на следующий год готовило лишь 48% сетей. Сейчас такого пессимизма у ритейлеров не выявлено, поэтому авторы исследования не спешат называть экономический спад в еврозоне кризисом. «Ритейлеры, столкнувшись с гораздо более сложной ситуацией на потребительском рынке, чем ожидалось, подходят к вопросу развития очень осторожно. Но это не удерживает их от развития в 2012 г. Планы по экспансии остаются почти такими же интенсивными, как и в 2011 г.», – говорит руководитель международного департамента торговой недвижимости CBRE Питер Голд.