Тимченко не успевает запустить вторую очередь БТС

Причалы в Усть-Луге, которые строят структуры Геннадия Тимченко, так и не готовы к запуску второй очереди БТС. Провал у одного из них достиг 150 м, констатирует Ростехнадзор. Строители обещают вскоре закончить работы

«Транснефть» собиралась запустить БТС-2 к 1 декабря, но недавно выяснилось, что к этому сроку могут быть не готовы причалы № 4 и № 5 в порту Усть-Луга, необходимые для перевалки нефти. Ростехнадзор обнаружил нарушения в строительстве сооружений, в том числе восемь провалов на 4-м и 5-м причалах. Их в порту Усть-Луга строят Невская трубопроводная компания (НТК) и «Роснефтьбункер», подконтрольные структурам Тимченко. «Транснефть» перенесла запуск БТС-2 на 15–20 декабря, объявил неделю назад президент монополии Николай Токарев.

Проверить подготовку причалов к запуску решил вице-премьер Игорь Сечин. Сегодня он проводит совещание с представителями «Роснефтьбункера», НТК, государственного «Росморпорта» (проводит дноуглубительные работы), «Транснефти», Ростехнадзора и проч., рассказали «Ведомостям» несколько источников, близких к компаниям, приглашенным на встречу.

Судя по «визуальному осмотру», провалы у 4-го причала ликвидированы. Но при проведении дноуглубительных работ в районе причала № 5 провалы стали увеличиваться, предупредил Сечина руководитель Ростехнадзора Николай Кутьин (копия его письма от 18 ноября есть у «Ведомостей», его получение подтвердил сотрудник аппарата правительства). На 16 ноября «имеются три провала в основаниях верхнего строения причала размерами в длину 30, 150 и 6 м», пишет Кутьин. Для сравнения: в конце сентября инспектора Ростехнадзора зафиксировали восемь провалов длиной от 5 до 30 м и шириной 3–15 м. Разломы растут из-за «вымывания песка <...> через расхождения шпунтов в нижних строениях причалов», указывает Кутьин, отмечая, что при эксплуатации причалов это может стать причиной аварии «с тяжелыми экономическими и экологическими последствиями». Причина расхождения шпунтов так и не установлена. «Работы по ремонту <...> проводятся в отсутствие проектной документации, что не позволяет оценить достаточность проводимых мероприятий по ремонту и исключить аналогичные ситуации при эксплуатации в будущем», – говорится в письме. Там же сказано об отсутствии других разрешений на строительство объектов (см. подробнее www.vedomosti.ru).

Представитель Ростехнадзора отказался комментировать переписку до окончания работ по восстановлению причалов. В Усть-Луге работает специальная комиссия Ростехнадзора, говорит сотрудник ведомства, инспектора будут разбираться во всем в течение месяца.

Представитель «Роснефтьбункера» отсутствие документации комментировать отказался, но подтвердил, что причал № 4 полностью готов к запуску, а на 5-м еще ведутся восстановительные работы. Когда они завершатся, зависит от «Росморпорта», который еще не закончил дноуглубление, подчеркивает он. Представитель «Росморпорта» отвечает, что не может продолжить дноуглубительные работы, пока «Роснефтьбункер» не восстановит провалы у основания причалов. Оба говорят, что со своей частью работ справятся до 15 декабря. Можно ли провести дноуглубление, прежде чем будет закончено восстановление причальной стенки, зависит от масштаба повреждений, говорит первый заместитель гендиректора «ЛенморНИИпроекта» Евгений Волович: если нет угрозы дальнейшего разрушения причальной стенки, то сначала нужно закончить дноуглубление, если есть такая угроза – восстановительные работы должны быть в приоритете.

Представитель «Транснефти» от комментариев отказался. И «Роснефтьбункер», и «Росморпорт» пообещали закончить работы к 15 декабря, рассказывает источник, близкий к монополии. Однако в любом случае остается вопрос, кто виноват: «Росморпорт» или «Роснефтьбункер», а они винят друг друга, отмечает собеседник «Ведомостей». Впрочем, максимум, что грозит компаниям, – административный штраф, говорит юрист «Юков, Хренов и партнеры» Дмитрий Лобачев.