Как увеличить перевалку контейнеров

Группа «Сумма» расширяет логистический бизнес. Компания планирует построить два тыловых контейнерных терминала (ТКТ) – в Новороссийске и Московской области

О планах группы по строительству сухих терминалов «Ведомостям» рассказали два источника, близких к «Сумме». Первый вице-президент группы Александр Винокуров передал через пресс-службу, что компания не исключает возможности строительства ТКТ, отказавшись раскрыть подробности проекта.

По данным одного из собеседников «Ведомостей», мощность ТКТ в Новороссийске составит 180 000 TEU, в Московской области – 300 000 TEU; инвестиции в оба проекта оцениваются в $224 млн.

Строительство тыловых контейнерных терминалов, которые, по сути, являются комплексами по обработке контейнеров, нужно «Сумме», чтобы выйти в сегмент интермодальных перевозок, говорит гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов. Это, по его словам, позволит группе предоставлять клиентам дополнительный сервис и получать гораздо большую прибыль, чем только от перевалки контейнеров.

О том, что в Новороссийске и под Москвой появятся ТКТ, упоминается на сайте Новороссийского морского торгового порта (НМТП, контролируется СП «Суммы» и «Транснефти»). «Новорослесэкспорт» и впоследствии НМТП будут работать в одной технологической цепочке с тыловыми контейнерными терминалами в Новороссийске и в Московской области», – сказано там. К 2014 г. НМТП рассчитывает в два с лишним раза увеличить мощности по перевалке контейнеров. Мощности «Новорослесэкспорта» вырастут с 300 000 до 500 000 TEU, а западного района НМТП – с 170 000 до 700 000 TEU, следует из данных на сайте порта. Грузооборот контейнеров увеличится к 2025 г. в 5 раз – до 20 млн TEU.

ТКТ в России уже существуют, но в основном на Северо-Западе. В прошлом году Национальная контейнерная компания (НКК) запустила такой терминал в Шушарах мощностью 200 000 TEU в год. В этом году Global Ports открыл под Петербургом логистический комплекс по обработке контейнеров на 400 000 TEU в год. Запуск ТКТ позволил увеличить пропускную способность Первого контейнерного терминала на треть – до 1,3 млн TEU (за счет того, что контейнеры хранятся в тыловом терминале и порт обрабатывает их быстрее), говорит представитель НКК.

В Московской области есть много мелких терминалов по обработке контейнеров общей мощностью 600 000 TEU, констатирует Безбородов. Первый крупный ТКТ в Подмосковье строит Fesco (300 000 TEU). Его запуск намечен на 2013 г. Объем инвестиций в строительство – $134 млн. Места здесь хватит и Fesco, и «Сумме», считает Безбородов: общую потребность Московской области в ТКТ он оценивает в 1,5 млн TEU.

Чтобы замкнуть логистическую цепочку, «Сумме» не хватает железнодорожного оператора, отмечает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. И это явно следующий этап развития группы, считает он, напоминая, что «Сумма» планирует участвовать в торгах по продаже «Трансконтейнера».